Альтернативная служба: первый опыт

Разнорабочий по призыву

Среди весенних челябинских призывников альтернативщиков всего пять человек. Остальные 29, решившие воспользоваться этой возможностью, из-за бюрократических проволочек смогут испытать все прелести гражданской службы в осенний призыв.

21-летнему Ивану Кияну повезло: службу он проходит в Челябинске, вблизи от родительского очага. Кому-то из призывников пришлось ехать в Саратов, Екатеринбург, в Московскую область, а Ивану - в соседний район.

- Ваню оформили разнорабочим, - рассказывает заместитель директора центра социальной защиты "Семья" Людмила Гаврилюк. - Отремонтировать шифоньеры, тумбочки, кровати, загрузить-разгрузить продукты - его обязанности. Раньше нам, женщинам, приходилось самим все таскать. Молодые крепкие парни нам всегда были нужны, но вакансия эта уже давно невостребованная. Ведь на такую зарплату, как у разнорабочего, в 1200-1300 рублей, желающих найти трудно. Ваня сразу произвел благоприятное впечатление. Он не пьет, не курит, работает на совесть. Очень приятный молодой человек, безотказный, доброжелательный. Мы им очень довольны.

Свое право на прохождение альтернативной гражданской службы Иван Киян отстаивал с 2001 года - тогда 18-летний призывник стал членом одной из религиозных организаций. Когда же домой пришла повестка из районного военкомата, Иван туда не явился. И так на протяжении трех лет. Трижды возбуждала прокуратура уголовное дело по факту уклонения от воинской службы и трижды закрывала его. В конце концов прошлой зимой, когда Закон "Об альтернативной гражданской службе" вступил в силу, он написал заявку на альтернативную службу, подкрепив ее всеми необходимыми документами.

   досье "рг"

Среди получивших "добро" на альтернативную службу:

40 человек - в возрасте от 18 до 20 лет. 121 человек - от 21 до 23 лет. 108 человек - от 24 до 27 лет.

14 человек имеют начальное среднее образование. 96 - среднее (общее) полное. 55 - начальное профессиональное. 78 - среднее профессиональное образование. Высшее - 26 человек.

13 молодых людей женаты.

Теперь рабочий день Ивана начинается в половине девятого утра, а заканчивается в 17.15. Так что хватает времени и на подработку - в свободное от службы время Иван устанавливает кондиционеры в коммерческой фирме, ведь на зарплату разнорабочего не проживешь. Посещение религиозных собраний - дважды в неделю. Все в порядке и с личной жизнью. Любимая девушка Татьяна альтернативный выбор Ивана всецело поддерживает, правда, не по религиозным мотивам, а просто потому, что расставаться и ждать, когда вернется, отслужив, не пришлось. Довольны и родители:

- У меня шесть сыновей, и я думаю, что все они тоже пойдут на альтернативную службу, у нас вся семья верующая, - говорит мама Ивана Марина Александровна.

Те альтернативщики, которые подали заявки на АГС после 1 января 2004 года, будут отправлены к месту прохождения службы лишь осенью, - пояснил корреспонденту "РГ" начальник отделения морально-психологической и информационной работы военного комиссариата Челябинской области Анатолий Колпаков. Задержка связана с тем, что данные на заявителей отправляются в Москву, а на подбор подходящей вакансии из федеральной базы данных уходит около полугода. Тем не менее еще ни один челябинский призывник, заявивший о своем желании служить альтернативно, не получил отказа.

Корреспондентам "РГ" удалось дозвониться и до начальника отдела кадров казанского порохового завода. Татьяна Зайцева подтвердила, что двадцатипятилетний альтернативнослужащий Даниил Чевелев работает аппаратчиком, трудится хорошо, да и зарплата у него приличная - 3,5 тысячи рублей. А предприятие готово принять еще 60 человек. Даниил местный, из Казани. Но любопытно, что распределили его первоначально проходить альтернативную службу в Москву. Он честно приехал в столицу, три дня простоял у проходной штаба московского военного округа, ждал кого-нибудь из офицеров, отвечающих за таких, как он. Потом обратился в минтруд, оттуда последовал звонок в Генштаб армии. Генштаб среагировал, и уже опять в штабе московского военного округа Чевелеву предложили ехать домой и приехать еще раз через две недели, когда со сборов приедут нужные офицеры. Даниил вернулся домой, а через неделю пришла разнарядка из Москвы направить его уже на местный пороховой завод.

На Брянском химическом заводе трудятся трое альтернативщиков. Иван Семенов из Псковской области и Алексей Сатокин из Красноярского края работают строителями, а Александр Кузьмичев из Челябинской области - токарем. Зарплата от 2,5 до 3 тысяч рублей. Живут ребята в благоустроенном общежитии. Завод ожидает по осени еще 15 человек, выбравших труд вместо "калашникова".

   досье "рг"

Больше всего "поставили" альтернативщиков Красноярский край - 26 человек, Иркутская область - 21, Мурманская область - 20, Челябинская область - 17, Краснодарский край - 15.

Основная проблема - жилье

Как сообщили "РГ" в Управлении альтернативной гражданской службы и трудовой миграции Федеральной службы по труду и занятости, в первый призыв на альтернативную гражданскую службу весной 2004 года попали 269 юношей из 43 регионов страны. Ими оказались те, кто в прошлые годы выиграли суды и отстояли свое право "не брать в руки оружия".

Для них подготовили 616 рабочих мест, так что у всех была возможность выбора. В этой работе были задействованы семь федеральных ведомств.

Однако все это не было полностью востребовано. К месту прохождения службы на 1 июля прибыли только 83 человека. Остальные, как потом оказалось, получили те или иные отсрочки. Кто-то поступил учиться, у других нашли серьезную болезнь, а у иных родились дети.

Но это не единственная проблема весеннего призыва на альтернативную службу. Как рассказал корреспонденту "РГ" эксперт управления альтернативной гражданской службы и трудовой миграции Федеральной службы по труду и занятости Кирилл Шулика, большим вопросом остается жилье. Особенно остро его не хватает для тех, кто служит в социальной сфере - в больницах, домах престарелых, интернатах. Выходят из положения так: выделяют палаты для проживания в больничном корпусе. В принципе это, конечно, нарушение. И идут на это не все главврачи.

Полегче с жильем на заводах, там, где пока сохранились общежития. Однако здесь другая проблема - на военных производствах не могут работать те призывники, которые отказались от воинской службы по религиозным убеждениям. Какая в принципе разница - стрелять самому или производить оружие, из которого стреляют другие? Вот недавно с одного химического завода в Подмосковье сбежали два альтернативщика. Мы рекомендовали руководителям завода обратиться в прокуратуру.

В эти дни не только Федеральная служба по труду и занятости анализирует первый опыт альтернативной службы, но и негосударственные правозащитные объединения, так долго добивавшиеся принятия закона об АГС. Сергей Кривенко, ответственный секретарь коалиции общественных организаций "За демократическую альтернативную гражданскую службу" рассказал корреспонденту "РГ": "90 процентов из тех ребят, кто подал заявления на прохождение АГС ,- представители религиозных конфессий. По нашим данным, сейчас приступили к работе 59 человек, а 24 доехали до места службы и вернулись обратно. Дело в том, что большинству из них была предложена работа на предприятиях оборонного комплекса. И это не соответствует смыслу альтернативной гражданской службы. Да и мотивы отказа от военной службы не учитываются. У разных вероисповеданий различные требования и различные ограничения. Чтобы избежать проблем, надо разбираться, например, что там, где сможет работать баптист-альтернативщик, не будет по своим убеждениям трудиться представитель "Свидетелей Иеговы".

Что же касается службы в больницах, интернатах, то получилась та самая ситуация, которую заранее предполагали военные. Возможности принимать на работу альтернативных служащих у таких учреждений практически нет из-за отсутствия жилья. Поэтому первых АГС-ников зачастую направляли в бывшие стройбаты. Так случилось в Саратовской области и Удмуртии. Именно поэтому мы добиваемся того, чтобы в закон об АГС была внесена поправка о том, что ребята из АГС могли трудиться в муниципальных организациях. Сегодня же они свое право могут осуществлять только на государственных предприятиях федерального или регионального подчинения. Проблему же с жильем легко решить, убрав из закона об АГС принцип преимущественно экстерриториального прохождения службы. В каждом регионе найдется хоспис, дом престарелых, где так нужны рабочие руки.

Нынешний закон настолько суров по отношению к агээсникам, что даже никто и не спорит о том, где требуется больше мужества: три с половиной года ухаживать за безнадежно больным или два года прослужить в армии. Мы выступаем за сокращение сроков АГС и приближение их к срокам воинской службы".

   досье "рг"

Сколько получает альтернативщик?

Менее 1000 рублей - 31 процент рабочих мест.

От 1000 до 2000 рублей - 28 процентов.

От 2000 до 3000 рублей - 26 процентов.

От 3000 до 5000 рублей - 5 процентов.

Свыше 5000 рублей - 10 процентов.

На носу осенняя призывная кампания. Как сообщило Минобороны России, военными комиссариатами в нынешнем году было зарегистрировано 1530 заявлений граждан с просьбой заменить военную службу на альтернативную гражданскую. После тщательного рассмотрения заявления 1005 молодых людей были удовлетворены, а 525 - отказано. Но вот сколько из них действительно пойдут служить, пока никто сказать не может.