Рождественское чудо
Добрый ангел встретился на ее пути в канун Рождества. Спасительницей стала Татьяна Грудинина, заведующая сельским клубом из станицы Медведовской, певунья и гроза местных пьяниц. Тане не привыкать отбивать ребятню от подгулявших родителей, поэтому, когда увидела, что за чумазой девчонкой гонится пьяный мужик, сразу кинулась ему наперерез.
Девочка дрожала, будто осиновый лист. Одета в лохмотья, руки в цыпках и лишаях, короткие волосы на голове торчат в разные стороны. Таня пыталась добиться, где она живет, но малышка не произносила ни слова, испуганно озиралась и жалобно скулила.
Тогда Татьяна повела ее к себе домой. Баба Маша увидела гостью и ахнула: "Никак на помойке ее нашла?" - спросила она дочь. Пока Таня объясняла матери, что да как, девочка устроилась в углу дивана и заснула.
Спала она почти 15 часов. Грудинины уже волноваться начали, не заболела ли, но тут гостья открыла глаза. Увидев свою спасительницу, улыбнулась, но по-прежнему не проронила ни слова.
Татьяна и Мария Ивановна начали ее атаковать расспросами, однако девочка на них не реагировала. Наконец, женщины поняли, что она ничего не слышит и не умеет говорить. Тогда баба Маша сказала, что нечего дитя тормошить, надо ее сначала в божеский вид привести.
Нагрели воды, сняли с молчуньи лохмотья и усадили ее в корыто. Когда отмыли, то увидели, что девочка - просто загляденье. Мария Ивановна сказала: "Куда ж ее девать, такую красавицу?", а Таня закутала малышку в свой халат и побежала в магазин, чтобы купить ей одежду на первый случай.
Несостоявшаяся цыганка
Откуда она появилась в станице Медведовской и как ее зовут, никто не знал. Грудинины сначала называли новую обитательницу своего дома "наша девочка", усиленно пытаясь найти о ней хоть какую-то информацию.
Первые дни она никак не могла наесться, и Таня находила у нее под подушкой куски хлеба. Потом оттаяла, научилась шалить и даже стала танцевать. Тут и заметили Грудинины, что девочка не просто кружится, а по-цыгански трясет своими маленькими плечиками. "Да никак она от табора отбилась!" - ахнула баба Маша.
Начали проверять и выяснили, что в станице недавно появилась большая цыганская семья. Сняли дом на окраине, а на "заработки" уезжали в Тимашевск или Краснодар. Цыганки гадали, а цыганята попрошайничали по электричкам и автобусам. До недавнего времени среди них была и глухонемая девочка. Ее, как оказалось, подобрали на вокзале, мать ребенка не имела постоянного жилья, бомжевала, а потом спилась и умерла, оставив дочь на произвол судьбы.
Неизвестно, как бы сложилась ее судьба, не повстречайся на пути беспризорного ребенка Татьяна. Мужик, от которого Грудинина отбила девочку, оказался местным наркоманом, гнавшимся за ней, понятно, не для того, чтобы угостить мороженым...
На семейном совете решили, что несостоявшаяся цыганка будет жить у них. 75-летняя баба Маша, мать Татьяны, и ее 15-летний сын Санька с этим согласились. Ну а цыгане были рады избавиться от лишнего рта, потому что никакого проку в их "бизнесе" от глухонемого ребенка не было.
Помни имя свое
Оформление документов заняло несколько месяцев. Имя девочке Татьяна придумала сама - Катя Хлебникова, а возраст определили врачи, указав в метрике условную дату рождения - 15 июля 1995 года. Тане и Кате пришлось много раз приезжать в Краснодар, чтобы уладить все формальности.
Оказалось, что Катя прекрасно знает город. Она водила Татьяну по его улицам, показывая заброшенные дома, чердаки и подвалы, где прошла ее жизнь. Таня научилась понимать девочку и постепенно узнавала все новые подробности. Как та собирала по вокзальным урнам огрызки пирожков, мерзла зимой, как однажды утром проснулась в подвале рядом с мертвой матерью, перепившей какого-то суррогата.
За высокой статной Татьяной маленькая Катюшка ходила хвостиком. Они были вместе и на репетициях в клубе, и на концертах. Девочка, хотя и ничего не слышала, но очень любила наблюдать, как Таня поет, а сама вскоре научилась замечательно танцевать. Катя все хватала буквально на лету, радуя маму, бабушку и старшего брата своими успехами. "Хозяюшка ты наша", - говорила баба Маша, наблюдая, как ловко девочка управляется по дому. И со смехом вспоминала, что Катя сначала боялась пылесоса, не умела есть вилкой, а от гусей пряталась в сарай.
По вечерам Таня учила Катю говорить. Девочка по-прежнему ничего не слышала, поэтому просто повторяла движения губ и языка. Поехали по врачам, и те сделали заключение, что с помощью аппарата Катя сможет слышать. Тут на помощь пришло краевое отделение Детского фонда - нашлись спонсоры, выделившие 12 тысяч рублей на "ухо" для Кати Хлебниковой. Всей семьей собирались ехать в Краснодар за слуховым аппаратом, но случилась беда.
Седьмого августа разбился на мотоцикле Танин сын, 15-летний Саша Остривный. Она воспитывала его одна - мальчику было три года, когда вот так же погиб его отец. Сын сам собрал денег на покупку мотоцикла, подрабатывая у фермера. Татьяна пробовала сначала его отговаривать, но Саша ее убедил, что нужно готовиться к службе в армии, разбираться в запчастях, она и сдалась.
Сын попал в аварию вместе со своим другом. Поздним вечером они поехали к фермеру за обрезками картошки. Что-то случилось с управлением мотоцикла, а навстречу на огромной скорости шла иномарка, за рулем которой находился сотрудник местной прокуратуры. Саша погиб сразу, его друг скончался в больнице. Водитель иномарки сказал потом Сашиной матери, что "пацаны не оставили ему шанса", на что Таня ему ответила, что шанс бы был, не несись он с такой бешеной скоростью. Уголовное дело против водителя возбудили только после многочисленных жалоб Грудининых и родителей второго погибшего мальчика. "Если бы не Катя, я, наверное, руки бы на себя наложила", - говорит Таня.
Услышать мир
Катя очень тяжело пережила трагедию. Она успела привязаться к Саше, а он называл ее сестренкой, покупал игрушки и мороженое. После похорон девочка боится спать одна и перебралась к бабушке. Обе часто плачут, уткнувшись друг в друга, чтобы не видела Таня. Потому что знают, что ей тяжелее всех.
В конце августа Татьяна повезла Катю на прием к главному детскому сурдологу края - Владимиру Гауфману, который наблюдает девочку уже в течение нескольких месяцев. По словам доктора, у девочки двусторонняя сенсоневральная тугоухость четвертой степени. Поражены улитка и слуховой нерв. Патология врожденная или следствие перенесенной в раннем возрасте болезни. С учетом Катиной судьбы могло быть и то и другое. Гауфман сказал, что медикаментозно, оперативно такая патология не лечится. Для Кати существуют два варианта - имплантация протеза в улитку и слуховой аппарат на всю жизнь. Вживить имплантант могут в Московском институте аудиологии и слухопротезирования. Это стоит примерно 20-25 тысяч долларов, но прежде чем искать деньги, необходимо девочку обследовать в институте, чтобы решить, показана ей эта операция или нет.
Пока же слышать и учиться говорить Катя Хлебникова будет с помощью программируемого заушного аппарата импортного производства. Он легкий, компактный и практически не заметен на голове ребенка. "Искусственные ушки" для Кати Хлебниковой оплатил Детский фонд - его Краснодарское отделение уже свыше 10 лет при поддержке добрых людей проводит акцию "Глухие дети".
...Когда доктор, "поколдовав" над Катиными ушками, запустил компьютерную программу и тихонько зазвучала музыка, девочка сначала замерла, а потом в глазах словно зажглись тысячи лампочек. Новые и пока незнакомые ощущения потрясли Катю, и ей еще предстоит научиться жить с ними. Таня стояла рядом и крепко держала дочку за руку. "Запомни, ты - Катя Хлебникова", - говорила она.
Первого сентября Татьяна снова привезла Катюшку в Краснодар. На этот раз в Медведовскую она возвращалась одна, а дочка осталась в школе-интернате. Обе считают дни до выходных, когда девочку забирают на побывку домой. Здесь по-прежнему траур. 16 сентября исполнится 40 дней, как погиб сын Татьяны Саша Остривный. Его фотография сейчас в черной рамке. А рядом - Катин портрет. "Когда-то я спасла эту девочку, а теперь она спасает меня", - говорит Татьяна...