"В ближайшее время мы получим транснациональную корпорацию мирового значения", - так прокомментировал премьер Михаил Фрадков решение о слиянии "Газпрома" и "Роснефти".
Акции газового монополиста потянули за собой весь российский фондовый рынок, рейтинговые агентства брызжут оптимизмом, а руководство "Газпрома" поспешило объявить главу новой, слитой компании "Газпромнефть". Картину портят только те эксперты, которые говорят, что слияние будет не таким легким и, возможно, займет не так мало времени, как планируется.
Лакмусовые бумажки экономики - фондовый рынок и рейтинговые агентства. Известное агентство "Мудис" занялось пересмотром рейтинга "Газпрома" и закончит свою работу к концу года. Если его эксперты решат, что более тесная связка "Газпрома" с государством пойдет на пользу газовой компании, рейтинг последней может вырасти как минимум на одну ступень, сравнявшись с рейтингом России как целого. Агентство Standard & Poor"s уже заявило о том, что пересматривает прогноз рейтинга "Газпрома" со "стабильного" на "развивающийся", а "Роснефти" - с "негативного" на "развивающийся". Один из ведущих западных аналитиков заявил, что ждал этой новости 10 лет "и почти отчаялся". Схему слияния с "Роснефтью" он назвал "элегантным решением".
Фондовый рынок, испытав настоящий взрыв в среду, вчера отдыхал, несколько даже откатившись назад, что аналитики объясняют неожиданным перегревом накануне. Но "корректировка", как называют они этот процесс, незначительна: игроки по-прежнему крайне позитивно оценивают ситуацию вокруг "Газпрома", другое дело, что у рынка не хватает физических возможностей для поддержания постоянно бурного роста. Факт, что газовая новость потащила за собой вообще весь российский фондовый рынок, в том числе акции компаний, никак не связанных с газом, - так, по итогам среды торги закрылись с ростом в 1,8 процента.
Тем временем в самом "Газпроме", похоже, восприняли пожелание Владимира Путина "сделать все без проволочек" как руководство к действию. Глава "Газпрома" Алексей Миллер объявил о назначении главой будущей компании "Газпромнефть" нынешнего директора "Роснефти" Сергея Богданчикова. План по интеграции компаний, по словам Миллера, появится уже 20 сентября и, по данным СМИ, совет директоров "Газпрома" рассмотрит его 28-го. Из деталей сделки пока достоверно известно лишь то, что государство должно увеличить свою долю в "Газпроме" до уровня 50 процентов акций плюс 1 акция, причем нового выпуска акций "Газпрома" не будет. Алексей Миллер заявил, что "Газпром" отдаст за "Роснефть" ровно столько своих акций, сколько надо для получения государством контрольного пакета "Газпрома". Сколько именно, это сейчас интенсивно обсуждают как в самих компаниях, так и вокруг них. Из конкретных прогнозов назовем лишь один: газовый гигант якобы отдаст 10,7 процента своих акций за 100 процентов акций "Роснефти".
Между тем в оценках наблюдателей начинают звучать те настроения, что слияние может занять несколько больше времени, чем планировалось, - не до конца года, а год или даже два, а сам процесс - столкнуться со специфическими трудностями. Косвенно это подтвердил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, заявивший вчера, что "такие слияния не являются быстротечными" и что надо выполнить все требования корпоративного законодательства. Он также заметил, что либерализация акций "Газпрома" "не означает полного снятия всех ограничений для резидентов и нерезидентов в деятельности компании". Один из источников, близких к сделке, который цитируют некоторые СМИ, пояснил, что министр имел в виду: барьеры на обращение акций на внутреннем рынке снимут сразу, а вот внешний и внутренний рынки обращения акций объединят якобы только через год после подписания указа. Если это так, то логика такого решения понятна: государство не торопится с либерализацией, пока не аккумулирует пакет "слитого" "Газпрома".
Интриги в ситуацию добавляют и рассуждения вокруг того, будет ли "Газпром" после слияния покупать активы "ЮКОСа", который к тому времени, возможно, обанкротится. Несмотря на то, что Алексей Миллер недавно опять отверг такую возможность, Михаил Фрадков заявил, что "Газпром" в дальнейшем сможет приобрести и "акции других нефтяных и газовых компаний". По словам одного из наблюдателей, если и раньше по отдельности "Газпром" и "Роснефть" были наиболее вероятными получателями "наследства" "ЮКОСа", то после их слияния дело можно считать практически решенным. Вероятно, ситуация не прояснится до тех пор, пока банкротство не станет фактом (если станет), ведь недавно Владимир Путин заявил, что ни он, ни кто-либо в правительстве банкротства не хочет. Между тем служба судебных приставов уже заявила о решимости продать компанию "Юганскнефтегаз", которая обеспечивала до 60 процентов добычи "ЮКОСа", - торги состоятся после оценки активов компании, которую ведет один из крупнейших международных банков.
Так или иначе в нефтегазовом комплексе даже не России, а мира происходит нечто грандиозное, и эпитет "газовая революция" легко и без кавычек подхватили практически все ведущие средства массовой информации. Ну а революции легкими не бывают.