На минувшей неделе к двум чемпионкам "Большого шлема" Анастасии Мыскиной и Марии Шараповой присоединилась еще одна представительница нашей страны - Светлана Кузнецова. В финале турнира на кортах "Флэшин Мэддоуз" она обыграла свою соотечественницу Елену Дементьеву, пополнив свой финансовый баланс миллионом долларов США.
У Светланы Кузнецовой практически не было шансов разминуться с большим спортом. Ее отец - знаменитый тренер отечественных велосипедистов Александр Кузнецов. В активе его учеников пять золотых олимпийских наград. Одним из его воспитанников является знаменитый Вячеслав Екимов. В данный момент он возглавляет лучший велоклуб страны "Локомотив". Он, кстати, был тренером и мамы Светы - Галины Царевой, шестикратной чемпионки мира, обладательницы двадцати мировых рекордов, и брата Светланы - Николая, который на Олимпийских играх в Атланте в 1996 году принес России "серебро".
Дочку решили отдать в теннис. В 14 лет она дебютировала в ITF-туре, а потом начала стремительно прогрессировать. И уже два года спустя, перейдя в WTA-тур, Светлана выиграла два взрослых турнира. А по итогам года Всемирная женская теннисная ассоциация признает ее лучшим новичком. И вот еще два года спустя, Кузнецова побеждает на своем первом турнире из серии "Большого шлема".
Единственное, чего не хватает чемпионке - это времени, чтобы отметить свой успех в кругу близких и друзей. Но такова доля каждого теннисиста. Ведь их соревновательный календарь по насыщенности можно сравнить, пожалуй, лишь с московскими пробками, а по продолжительности - с сериалом "Санта-Барбара". Правда, сама Кузнецова не хотела бы что-то менять: "Главное для нас - игровая практика. Ее не заменят ни тренировки, ни спарринги. Хотя пары недель на поездку домой, конечно, не хватает". Так что нет ничего удивительного в том, что корреспондент "РГ" застал победительницу Открытого чемпионата США телефонным звонком в гостиничном номере на острове Бали, где теннисистка принимает участие в турнире третьей категории. Светлана ответила на вопросы и поделилась впечатлениями от прошедших в Нью-Йорке соревнований.
- Ощущения просто потрясающие. То, что я смогла выиграть турнир "Большого шлема", и для себя, и для России очень неожиданно, ведь я не была в числе фаворитов. Хотя я не могу сказать, что вообще не ожидала такого результата от себя, ведь если ты выходишь на корт, обязан верить в победу. Иначе и смысла нет выступать.
- Для вас важно выступать за Россию?
- Да, безусловно. Я не могла бы представить себя выходящей на корт под флагом другой державы. Мне очень приятно, что в матчах на Кубок Федераций и на Олимпийских играх у меня на кепке, на майке написано "Россия". И на Открытом чемпионате США мне больше всего запомнилась церемония награждения. Когда мне вручили Кубок и я наконец-то осознала, что я лучшая. Это была не только моя победа, но всей страны.
- Дома часто удается бывать?
- Четыре-пять раз в год я приезжаю домой, в Питер. И даже могу сказать, что до сих пор живу в Северной столице. Ведь в Испании я просто тренируюсь, да и бываю там не так уж часто. Практически все время провожу на турнирах, поэтому с удовольствием приезжаю на российские соревнования. И, знаете, когда приезжаю домой, прямо силы прибавляются. В разъездах я очень скучаю по России, ведь там все совершенно другое. Сейчас нахожусь на Бали вместе с Настей Мыскиной и Надей Петровой.
- У вас есть постоянная группа поддержки, которая сопровождает вас на состязаниях?
- Я всегда езжу только с тренером. Хотя из-за того, что каждый год, теннисисты участвуют в одних и тех же турнирах, у многих уже есть друзья по всему миру. У меня тоже. Мы встречаемся, они приходят за меня поболеть.
- С чем вы связываете такой подъем российского женского тенниса и его омоложение?
- В принципе это было вполне ожидаемо и даже предсказуемо. И из-за того, что у нас много претенденток на попадание в национальную команду, общий уровень постоянно растет, усиливается и конкуренция.
Что же касается второй части вопроса, то сейчас в теннисе идет смена поколений и многие теннисистки выстреливают в раннем возрасте. Если говорить о победе Анны Чакветадзе над Настей Мыскиной, то думаю, что последняя просто не настроилась на матч. С другой стороны, в большом спорте все бывает, случается, что и третий номер рейтинга проигрывает теннисистке из второй половины сотни сильнейших.
- С тех пор как вы начали показывать высокие результаты, а затем и одержали победу в США, отношение коллег по сборной и зарубежных теннисисток изменилось?
- Наши девчонки, Настя (Мыскина), Вера (Звонарева), Алена (Лиховцева) подошли и поздравили меня. С их стороны ничего не изменилось. А другие спортсменки уже давно начали присматриваться ко мне, приходить на матчи. Короче, изучали мою манеру игры, готовились. Они и раньше опасались меня, а теперь уж и подавно.
- В прошлом году вы говорили о том, что собираетесь пойти учиться.
- Да, я поступила в Академию Лесгавт. Но я ни разу не была в институте. У меня просто нет времени даже приехать, сдать сессию. В данный момент для меня на первом месте стоит теннис. Пока есть силы, физические и психологические возможности, нужно их использовать, ведь молодость не вечна. А институт я смогу закончить и позже.
- В связи с напряженной атмосферой во всем мире не боязно выходить на корт?
- Ну, мы же все равно ничего изменить не можем. И теракт может случиться в любой точке планеты, поэтому заранее опасаться чего-то не имеет смысла. А запереться в комнате и никуда не выходить - тоже не выход. Остается надеяться на лучшее и верить в Бога.
- Какая главная цель в карьере и в жизни?
- Я бы очень хотела после ухода из большого спорта сказать про себя, что я выложилась на сто процентов, показала максимальный результат. И, конечно, мне было бы очень приятно, чтобы мое имя запомнили. У меня нет конкретной цели: на протяжении пяти-десяти лет входить в десятку сильнейших или занять первую строчку мирового рейтинга. Это все приложится, если мне удастся реализовать себя. Просто я знаю, что пока не добилась и малой доли того, на что способна. Мне есть чему учиться, за счет чего прибавить. Если все это получится, то и результат придет сам собой.
- В чем бы вы могли раскрыться, если бы не теннис?
- Мне кажется, что я в любом случае посвятила бы себя спорту. Потому что я обожаю физическую активность, мне все время надо быть в движении. Может, я могла бы стать велогонщицей, ведь в детстве пробовала себя в этом виде спорта. Но у отца в группе были только ребята, и он решил не менять традицию (смеется), и отдать своего ребенка в теннис.
- Можете назвать себя счастливым человеком? Или чего-то не хватает?
- Вы знаете, спортсмены, которые ответственно подходят к своей профессии, лишают себя очень много в жизни. У нас нет времени на частые встречи с друзьями, походы в кино, посиделки в ресторанах и тусовки на дискотеках. Но взамен всего этого удовлетворение от своего любимого дела. Здесь все зависит от расстановки приоритетов. Для меня спорт - главное в данный момент, поэтому времени на все остальное не хватает.
- Светская жизнь обходит стороной?
- Если ты доходишь до определенного уровня, то на нее просто сил не остается. Светскую жизнь, как правило, ведут те спортсмены, которые проигрывают на ранних стадиях соревнований. А идти на какое-то мероприятие, когда тебе нужно выходить на корт на следующий день, - самоубийство. Правда, есть и другой вариант. У нас существует определенная группа людей, которые к теннису имеют довольно посредственное отношение, но приезжают на все турниры. Вот они и составляют большую часть тусовки. Я ни к первым, ни ко вторым не отношусь.
- Как отдыхаете?
- Как все. Люблю ходить по магазинам, особенно в больших городах, таких, как Нью-Йорк. Хочется выглядеть хорошо, красиво.
- У вас есть бойфренд?
- Ну... (смеется). Напишите, что нет.