Напомним, что сводный бюджетный доклад, в котором были сформулированы цели, задачи и основные макроэкономические показатели, был одобрен 12 августа. К 15 декабря текущего года, когда проект бюджета станет финансовым федеральным законом на будущий год, министерства должны будут представить свои обновленные бюджетные доклады. При этом в ходе подготовки проекта бюджета уже составлен новый документ, в котором будут скорректированы статьи бюджетного планирования. И скорее всего предпочтение будет отдано вопросам укрепления безопасности государства. Хотя, по словам А. Жукова, расходы, заложенные в документе на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, уже серьезно увеличены.
Итак, согласно проекту бюджета доходы в следующем году должны составить три триллиона 326,08 миллиарда рублей, или 17 процентов ВВП, расходы - три триллиона 47,97 миллиарда рублей, или 16,3 процента ВВП, профицит - 278,11 миллиарда рублей, или 1,5 процента ВВП. Проект бюджета исходит из прогноза курса рубля на уровне 30 рублей за один доллар США, объема ВВП - 18,72 триллиона рублей (рост на 6,3 процента) и среднегодовой цены российской нефти на уровне 28 долларов за баррель. Уровень инфляции в следующем году оценивается в диапазоне 7,5-8,5 процента. Отчисления в Стабилизационный фонд - 388 миллиардов рублей, что составляет 13 процентов от расходов.
Куда пойдут расходы?
Главная особенность бюджетных проектировок правительства - это дальнейшее сокращение в реальном выражении бюджетных расходов - почти на 17 процентов. И это, отметим, при колоссальных статьях доходов, запланированных в документе. При этом в следующем году произойдет существенное изменение структуры расходов, которые отразят реальные государственные интересы. Средства, которые пойдут на развитие экономики, планируется увеличить с 8,6 до 9,6 процента. Сократится доля социальных расходов с 13,3 до 11,5 процента, удельный вес финансовой помощи регионам уменьшится с 31,1 до 29,8 процента. Причем, напомним, в проекте бюджета не предполагаются компенсации тем регионам, у которых вырастают расходы, связанные с монетизацией льгот в четыре раза. Одновременно с этим возрастут статьи расходов на силовые структуры - с 28,7 до 31,1 процента.
Правда, следует оговориться, что, глядя на статьи проекта бюджета в более длительной динамике изменения, за исключением, пожалуй, увеличения расходов на силовиков, выглядят не так радикально. Так, подчеркнул министр финансов РФ Алексей Кудрин, за последние годы в составе консолидированного бюджета существенно увеличились расходы социального характера. В частности, на здравоохранение - со 153,3 миллиарда рублей в 2002 году до 442,4 миллиарда в 2005 году, на образование - с 214 до 762 миллиардов рублей, на социальную политику - со 127,7 до 527,7 миллиарда рублей, на культуру и СМИ - с 40 до 118 миллиардов рублей. Средняя зарплата в сфере здравоохранения и образования в номинальном выражении увеличилась за этот период в 3,6 раза. Таким образом, считает министр финансов, основные принципы налогово-бюджетной политики себя оправдали и дали основные результаты для экономики. Только цифры, которые приводятся минфином, к сожалению, выражены номинально, а не в реальном выражении. Так что если учесть, что за то же время рубль укрепился и довольно серьезно, то получится, что доля расходов социальной направленности в новом финансовом году сокращается.
Пик доходов от высоких цен на нефть пройдет в текущем году, считает А. Кудрин. Сейчас цены на нефть находятся на самом высоком за последние 25 лет уровне. Снижение налогового бремени на экономику уменьшит доходы бюджета в новом финансовом году на 1,4 процента ВВП, реформа по разграничению полномочий между уровнями власти - на 0,6 процента ВВП, другие факторы - на 0,7 процента, а снижение цен на нефть еще на 0,7 процента ВВП. Помимо всего прочего, правительству до сих пор точно не ясно, сколько можно выручить средств от приватизации стратегических предприятий. Предполагается, что распродажа госпакетов предприятий принесет федеральному бюджету не менее 35 миллиардов рублей ежегодно. Пакеты акций АО дали доход всего в 12 миллиардов рублей, "да и то 94 процентов из них принесли такие системообразующие, как богатый "Газпром", считает министр экономического развития и торговли Герман Греф. По его словам, в большинстве ГУПов "выгоднее сдать в аренду площади, чем продолжать едва теплящуюся жизнь.
А около 16 процентов ГУПов находятся в состоянии перманентного банкротства. И целесообразность участия государства в большинстве унитарных предприятий вызывает сомнения". Однако проект бюджета уже готов, и как будут учитывать в нем доходы от предполагаемой продажи пакетов, подобных "Связьинвесту", не очень понятно, так как большинство этих ГУПов не нужны не только государству, но и бизнесу.
Правда, в федеральном в отличие от консолидированного бюджета существует и еще одна статья дохода, связанная с заменой льгот на денежные компенсации. Цена вопроса велика. Федеральный бюджет по реестру имеет около 12 миллионов льготников, регионы - 23 миллиона. Федеральный бюджет готов оказать помощь льготникам в размере 170 миллиардов рублей, а вот в регионах на такие цели денег попросту нет. Следствием этого станет создание бюджетного дефицита даже в регионах-донорах. Следует напомнить, что федеральные власти неоднократно заявляли, что с новыми расходами регионы получат и новые источники налоговых доходов от земли и малого бизнеса. Более того, для наиболее нуждающихся в "спецзагашнике" (фонд сбалансированности региональных бюджетов) будет лежать 30 миллиардов рублей. Но проблема заключается в том, что точного реестра льготников не имеет ни федеральный, ни региональные центры. А попытавшись составить точный список льготников, их может оказаться в два раза больше. По крайней мере, признался глава Пенсионного фонда Геннадий Батанов, половина льготников до сих пор не числится в списке его клиентов. То есть становится понятно, что основная нагрузка в вопросе монетизации льгот оказалась переложена с плеч федерального бюджета на бюджеты региональные.
А есть ли лишние деньги?
Последние четыре года Россия забыла, что такое бюджетный дефицит, но, получив профицит, она получила проблему, куда его девать. В результате в 2003 году было принято решение о создании Стабилизационного фонда, в котором и будут скапливаться финансовые резервы страны на тот случай, если обвалятся цены на экспортную продукцию и в первую очередь энергоресурсы.
По оценкам минфина, Стабилизационный фонд к концу текущего года должен пополниться почти на 460 миллиардов рублей, в 2005 году - на 370 миллиардов рублей. Так что уже в следующем году у правительства появится возможность тратить эти средства не только на внешние выплаты и финансирование дефицита Пенсионного фонда.