21.09.2004 02:00
    Поделиться

    Экологическая катастрофа в Холмске

    Как всегда, подвела надежда на авось

    Мазут и дизельное топливо покрыли побережье на расстоянии до пяти километров (акватории двух портов, городские пляжи, набережная Приморского бульвара). Очистные работы вели и ведут до сих пор работники Холмского морского и рыбного порта, МЧС, и Сахалинского бассейнового аварийно-спасательного управления. Они собирают грунт на пляже и набережных города с помощью лопат и раскладывают по берегу сорбирующие салфетки. Спустя день после разлива нефти произошла акция протеста общественности в Южно-Сахалинске.

    На месте катастрофы по-прежнему работают специалисты СахБАСУ, они локализуют место утечки, выставив боны между судном и берегом. Вертолетом доставлен мощный насос, который откачал воду из машинного отделения «Христофора Колумба».

    Удаляется и вывозится загрязненный слой грунта, на специальной площадке он складируется, а затем помещается в специальные пластиковые контейнеры. Установлен боновый сорбент длиной 100 метров. Собрано 72 кубометра загрязненного грунта и 37 кубометров пропитанных нефтью водорослей.

    Компания «Экошельф» ограничилась раздачей всем участникам спецодежды и индивидуальных средств защиты и составлением плана ликвидации последствий.

    В Холмском порту побывали губернатор области Иван Малахов и вице-губернатор Сергей Дегтярев. Областная администрация крайне недовольна темпами ведения работ: губернатор характеризовал происшествие как преступную халатность и возложил на МЧС контроль за проведением операции.

    Между тем в лечебных учреждениях Холмска зарегистрировано около 50 жалоб пациентов с обострением заболеваний дыхательных органов.

    Трудно узнать Приморский бульвар, столь любимый холмчанами и зловеще почерневший неделю назад. Но работы будут продолжаться еще долго. Ведь надо отмыть буквально каждый сантиметр береговых сооружений, заменить весь загрязненный грунт. Ежедневные облеты вертолета показывают - нефтяное пятно не только локализовано, оно значительно уменьшилось и наблюдается только рядом с судном. А с самим судном еще придется повозиться - снимать его и транспортировать с места аварии.

       комментарий


    Борис Черемисин,
    заместитель начальника департамента по природопользованию и охране окружающей среды Сахалинской области.

    - Пусть это несоизмеримо по уровню масштабности, но трагедия в Беслане и катастрофа в Холмске - звенья одной цепи. Эта цепь опутала все сферы нашего общества и называется она «надежда на наш русский «авось». Как долго взахлеб писали все о шельфовых проектах, о единой системе ликвидаций аварийных разливов нефти, какие красивые учения проводила компания «Сахалинская энергия»… Но вот произошла незначительная авария, вылились какие-то 200 тонн (не две тысячи, не двадцать тысяч) - и все встало… Где необходимое оборудование при аварийных разливах? А оно на севере острова, его только через два дня доставят. Где компания «Экошельф», которая по договору с «Сахалинской энергией» должна быть на месте аварии - с матами, бонусами, нефтесорбентами? Ее тоже не было в первые дни. Сутки после аварии ничего не делалось. Вместо слаженной работы многочисленных организаций, призванных отвечать за возможные аварийные ситуации - одни «зеленые патрули», общественники с лопатами…

    Я, может быть, скажу кощунственную вещь, но хорошо, что эта катастрофа произошла сейчас и в таком еще небольшом масштабе, а не тогда, когда через три года нефтеналивные танкеры начнут бороздить наши акватории.

    Я готовлю доклад на очередные парламентские слушания по шельфовым проектам. Приведу из него цифры: в США минимальная плата за недропользование аналогичных объектов - 12,5 процента, а средняя ставка в мире - 18 процентов от объема добываемых ресурсов. Ни один объект по добыче нефтересурсов не начинает строиться, пока эта ставка не согласована. А мы берем плату за наши недра всего шесть процентов…

    Поделиться