Колычев предлагает ввести "Уроки криминальной действительности"

- Многие фильмы, песни из зоны, блатной жаргон убеждают молодежь, что криминал в нашем обществе - почти в порядке вещей. Цель жизни - разбогатеть. А вот какой ценой? Многие на это закрывают глаза. Однажды слышала, как молодая симпатичная девушка говорила подруге: "Главное, чтобы парень дарил дорогие подарки. А там пусть хоть наркотой торгует"...

- Действительно, среда или другие люди нередко толкают человека на преступление. Я изучаю судьбы людей, которые отбывают срок наказания. В исповедях многих почти всегда присутствует приятель, который проповедовал: "Настоящая жизнь - это когда ты крутой. Даже если попадешь в тюрьму, то всех построишь и будешь главным".

- Но вести с подростками морализаторские беседы, "что такое хорошо, а что такое плохо", бессмысленно. Увы, школа почти совсем перестала воспитывать, только учит...

- Я предлагаю ввести в школьном курсе ОБЖ спецкурс "Криминальная действительность" и, в частности, просто дать школьникам прочитать письма зэков. Уверен, для многих они станут откровением. А кого-то предостерегут от пагубных поступков. Там есть пронзительные строки о своей изуродованной судьбе, о родных, о матерях, о том, что "никакая крутизна блатного мира не сделает тебя независимым".

Проблема с криминалом в нашей стране стоит очень остро. Даже в свете недавних событий в Беслане. Думаю, рано или поздно в группировках боевиков окажется немало славян. Отморозки, уголовники, наркоманы пойдут на все, лишь бы платили.

- Детские психологи утверждают, что особенности детской психики таковы, что даже антиреклама криминала может быть воспринята либо как призыв к действиям, либо напугать впечатлительных... В общем, она противопоказана.

- Мы не можем всех детей эвакуировать в спокойную и благополучную Швейцарию, не можем выбросить телевизор и запретить читать российские газеты и Интернет. Все, что происходит плохого и ужасного, они видят и слышат, и делают выводы. Замалчивать - значит оставить их наедине с опасностью. Что же касается исповедей заключенных, то вряд ли рассказы людей, оказавшихся у разбитого корыта, оставшихся без семей и без надежды на лучшее будущее, вызовут желание подражать.

- Не стоит ли ввести подобный же спецкурс против наркомании?

- Это более чем актуально. Ведь сейчас были случаи, когда детей в 8-9 лет сажали на наркотики. Вначале для них это игра. Психологи разрабатывают рекомендации, как отказаться от предложенного в первый раз наркотика. Сказать, например: "Нет, я не буду его принимать, у меня старший брат был наркоман и умер от передозировки". Скорее всего, распространитель наркотиков не будет связываться с таким человеком.

На уроках ОБЖ имеет смысл обсуждать и другие темы. Например, как избежать драки? Дети часто дерутся, наносят друг другу травмы, не осознавая ответственности. Избежать драки можно с помощью психологических приемов. Надо учить и как обуздать преступника: достаточно показать детям три-четыре приема единоборств.

А разве не стоит поговорить на уроке, как не попасться на удочку мошенников, цыган? Первое правило: ни в коем случае не останавливаться и не смотреть в глаза. Я понимаю, что такие профилактические меры - это капля в море, но если капель будет много, то будет и море.

- Вы автор криминальных романов. Не являются ли они косвенной пропагандой преступности, такой же, как многие фильмы?

- Когда человек читает детективы, он узнает, как действуют мошенники и воры. Это, по-моему, и есть основы безопасности жизнедеятельности.

   комментарий

Александр Тубельский, директор московской "Школы самоопределения":

- Я против того, чтобы каждую проблему, которая у нас есть, обязательно "запихивать" в школьный курс. Это мельчит школьную жизнь и мало чему может помочь. Потому что один час в неделю вообще ничего не дает. Но сами по себе исповеди людей с криминальным прошлым, которые раскаялись в содеянном, могут быть полезны. Можно использовать эти материалы в обычной школьной воспитательной работе. Мы провели туристский слет и научили ребят некоторым правилам безопасности в чрезвычайных случаях. Они приобрели реальные навыки. А вести курс формально, ради галочки - я не вижу в этом смысла. Помните, был курс "Этика и психология семейной жизни"? Когда учительница, у которой не было мужа, учила ребят, как в теории надо жить нормальной семейной жизнью, это было просто нелепо. Так же может и здесь получиться. Навязывать школе ничего не надо, и курсами делу не поможешь.

Чего хотят молодые?

(в процентах от числа опрошенных)

Обогащение, достижение быстрого материального благополучия

53

Образование

18

Работа, карьера

17

Самореализация

4

Удовольствия, развлечения, веселье

4

Создание собственной семьи

3

Обретение свободы, независимости, самостоятельности

1

Данные опроса фонда "Общественное мнение"