22.09.2004 01:00
Поделиться

Владивосток: Памятник пустили на металлолом

Благодаря туристу, быстро оценившему ситуацию и сообщившему о происходящем командованию Тихоокеанского флота, на батарею для охраны памятника было направлено подразделение морской пехоты. Однако пехотинцы охраняли историческую батарею только сутки. Обнаружилось, что разрешение на демонтажные работы на этот металлолом подписало некое высокопоставленное лицо из числа армейских руководителей.

На месте конфликта уже побывал руководитель фирмы из города Большой Камень и продемонстрировал подписанный документ на право проведение работ, более того, показал даже платежное поручение: за металлолом им уже заплачены деньги. Не верить предпринимателю оснований нет. Он, кстати, выполнил требование возмущенной общественности и отозвал бригаду рабочих с объекта, успевших отпилить ствол одного из орудий.

Кто же пустил под резак памятник истории?

Население в лице руководителя общественной организации поселка Врангель Виктора Горлача настаивает на экспертизе документов. Попытки пустить на металлолом уникальные орудия регулярно предпринимаются последние полгода. Но если раньше «металлисты» орудовали на второстепенных объектах, то теперь добрались до основных, которые входят в комплекс фортификационных сооружений «Владивостокская крепость» и на существовании которых строится программа развития туристической отрасли края.

Комплекс военных сооружений разбросан по всему южному Приморью. Есть форты и батареи в самом Владивостоке, на острове Русском, в Хасанском районе и во многих других местах. Их главной задачей было прикрывать подступы потенциального врага к порту Владивосток. Наиболее активно укрепления строились в годы Второй мировой войны, а объект на мысе Гамова, из-за которого и разразился конфликт, построен в 1942 году и включает в себя командно-дальномерный пункт, блок орудий, две башенных артиллерийских установки с четырьмя орудиями.

Как известно, разбросанные еще несколько лет назад по всей стране пункты приема металлолома ликвидированы. Однако на смену им пришла практика официально заключаемых юридических сделок, оспаривать которые гораздо труднее, чем просто снести пункт приема металлолома. Видимо, есть некоторые пробелы в законодательстве.

   Компетентно

Наталья Полозова, председатель приморского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, директор музея «Владивостокская крепость»:

- Как вы хотите, чтобы относились к памятникам культуры, если Закон об охране памятников Государственная дума принимала восемь лет?! Общество охраны памятников истории и культуры пережило в постперестроечные девяностые годы практически полный крах в масштабах страны, и с ним уже просто не считались, а наше приморское отделение трижды выселялось из арендуемых помещений.

Когда бывший губернатор края в 2000 году принимал решение о придании батарее на мысе Гамова статуса памятника архитектуры, он не уведомил об этом командование Тихоокеанского флота и не выделил на содержание этого памятника деньги. Просто табличку прибили и все. А сама батарея и орудия на нем - юридически собственность флота. И то же местное население, которое возмущено сейчас, там в свое время выкапывало кабель из траншей и снимало цветной металлолом. Батарея заросла бурьяном, местное население и не подумало территорию обустроить.

Это имущество по каким-то своим соображениям флоту не нужно. Краевой и районный бюджеты, видимо, содержать памятник не могут или пока не знают, что есть такая возможность. Вот флотское начальство в Москве и посчитало возможным его продать. Ибо оно, хоть и сделано более шестидесяти лет назад, но после небольшой доработки специалиста оно может стрелять.И вот нашлись на это имущество, по сути бесхозное, по-купатели. У меня был руководитель фирмы, спрашивал, что ему теперь делать. Он готов отступиться от этого объекта, но кто вернет фирме деньги, которые она уже заплатила государству.

Мне как руководителю музея «Владивостокская крепость», в который входит несколько фортификационных сооружений, как никому другому понятно, что батарею на мысе Гамова надо сохранить. Ибо кроме исторических и культурных оснований есть еще причина: не будет развиваться в Приморье внутренний туризм, о котором так много говорят, если туристам нечего будет показывать.