Новый способ вернуть зрение

Золотой медали имени Сеченова Российской академии наук - высшей награды для физиологов - удостоен заведующий лабораторией Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля академик Михаил Островский.

 

Столь высоко отмечены фундаментальные исследования ученого, который не только объяснил механизм разрушающего воздействия синего света на зрение, но и предложил эффективную систему защиты от него.

Коллектив Михаила Островского неожиданно вышел на явление, которое так и назвали - фотобиологический парадокс зрения.

- Дело в том, - объясняет академик, - что свет выступает в двух прямо противоположных ипостасях. С одной стороны, он носитель зрительной информации, с другой - повреждающий глазные структуры фактор. Слишком яркий свет может запросто сжечь глаза. Однако особенно опасны ультрафиолетовые и синие лучи солнечного спектра. Оказалось, что в клетках сетчатки и лежащего за ней пигментного эпителия с возрастом накапливаются вредные вещества. Обильно поглощая синий свет, они генерируют свободные радикалы - активнейшие токсичные формы кислорода, которые и приводят к разрушительным последствиям.

Но ученые исходили из того, что природа, совершенствуя за миллионы лет эволюции механизм нашего зрения, просто не могла не придумать и какую-то "охрану" для него. Исследования российских ученых подтвердили: да, она есть, причем не одна. Первая и самая радикальная - светочувствительные части зрительной клетки, где и происходит преобразование света. Они обновляются примерно каждые две недели, а потому всегда молоды и рьяно противостоят атакам "недругов". Вторая - антиоксиданты, которых в зрительных клетках гораздо больше, чем во всех других. И, наконец, третья - сам хрусталик глаза. Последний - не только фокусирующая линза, обеспечивающая четкое изображение на дне глазного яблока, но одновременно и эффективный светофильтр, отсекающий опасные части оптического спектра. Группа Островского доказала это, задумавшись над тем, почему с возрастом хрусталик желтеет. Ведь медики считали, что желтизна сопутствует старости, как те же морщины и седина. Однако ученые установили: здесь налицо естественный физиологический механизм, который повышает надежность оптической защиты сетчатки от синего света.

Как заметил академик Островский, для физиологов идея желтого хрусталика была проста как апельсин, а вот для офтальмологов оказалась открытием. Сегодня во многих клиниках мира имплантируют хрусталики из полиметилметакрилата, которые прекрасно справляются с функциями природных. Но со временем у довольно многих пациентов начинались повреждения сетчатки.

- Мы установили, что это действует ультрафиолет, который прекрасно проходит через плексиглаз, - объясняет Михаил Аркадьевич. - Иными словами, у искусственного хрусталика отсутствовала важнейшая функция - светофильтрующая, и сетчатка оказывалась как бы распахнутой для лучей всего солнечного спектра. Поэтому в середине 80-х в мире появились искусственные хрусталики, которые хотя и оставались бесцветными, но поглощали ультрафиолет. А "обуздать" синий свет удалось нашему коллективу: вместе с ведущим научным сотрудником нашего института Павлом Заком и профессором Леонидом Линником из ГУ МНТК "Микрохирургия глаза" им. Федорова ввели в пластмассу желтую краску. На сегодняшний день почти восьмистам тысячам больных имплантированы наши хрусталики, которые не пропускают ультрафиолетовую и частично синюю часть спектра. Это показали многолетние клинические исследования.