Этот визит корейцы рассматривают как составную часть нового этапа в развитии российско-корейских отношений. По мнению руководства КНДР, в предшествующие годы Россия уделяла внимание североазиатскому региону не в той мере, в какой он того заслуживает. Почти в 6 раз сократился российско-северокорейский товарооборот, произошло свертывание хозяйственных взаимосвязей между странами, практически свелось к минимуму межгосударственное инвестиционное сотрудничество. В итоге к концу 90-х годов Россия утратила роль ведущего экономического партнера КНДР.
Перемена вектора в отношениях наметилась после визита в Пхеньян президента РФ Владимира Путина в июле 2000 года, ответного визита в Россию Ким Чен Ира в августе 2001 года, а также посещения КНДР полномочным представителем президента РФ на Дальнем Востоке Константином Пуликовским в 2002 году. С тех пор в торгово-экономических отношениях между двумя странами вновь наметилась положительная динамика, что воспринимается корейским руководством с удовлетворением.
Основной упор был сделан на партнерском сотрудничестве двух стран в нескольких сферах: прибрежном рыболовстве, переработке леса и нефти, туризме.
- Россия традиционно являлась основным поставщиком в КНДР оборудования, нефтепродуктов, древесины, угля, рыбы и морепродуктов, - говорит участник парламентской делегации, член СФ Олег Кожемяко. - Наибольшую активность, конечно, всегда проявляли в этом направлении Дальневосточные субъекты РФ. Например, в Приморье за первое полугодие 2004 года внешнеторговый оборот с КНДР вырос в два с лишним раза по сравнению с аналогичным периодом в 2003 году. Правда, основная его часть - экспорт, тогда как импорт из КНДР в Приморье составляет лишь малую часть общего оборота. Но наличие в КНДР недорогих трудовых ресурсов позволит достаточно быстро отладить торгово-экономический обмен между Россией в целом и КНДР в перечисленных направлениях.
В связи с этим члены российской делегации обсудили с руководителями КНДР вопрос целесообразности создания на территории республики предприятий по переработке рыбы и морепродуктов и обеспечения условий для совместной работы специалистов двух стран над подобным проектом.
Помимо этого, парламентарии обсудили потенциальные возможности проекта объединения Транскорейской железной дороги с Транссибирской магистралью, что позволит увеличить объем грузоперевозок из России в КНДР и обратно, а также принесет выгоду всему Северо-Азиатскому региону. Кроме того, одним из обоюдовыгодных проектов может стать сотрудничество в области энергетики - обсуждается возможность строительства двух тепловых станций на территории Кореи при участии российских специалистов, а также модернизация объектов - тех же ТЭЦ, построенных еще при помощи СССР.
Помимо экономических, обсуждались и финансовые вопросы, в частности, реструктуризация задолженности КНДР перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам. Корейские лидеры признают, что позиция понимания в этом вопросе со стороны России даст толчок экономическому развитию КНДР и будет содействовать быстрому развитию взаимовыгодных отношений.
- Наиболее перспективно взаимодействие России и КНДР на уровне регионов, - считает Олег Кожемяко. - Доля межрегиональных связей в общей структуре сотрудничества РФ с КНДР составляет 70 процентов, и она растет. Уже есть примеры взаимодействия хозяйствующих субъектов российских регионов и КНДР на контрактной основе, что стало возможным в процессе создания соответствующей правовой базы между двумя странами. И эта правовая база будет совершенствоваться: Совет Федерации намерен обеспечить законодательную поддержку прямых связей отдельных субъектов РФ и северных провинций КНДР.