Скоро министры смогут вступать в партии

Вряд ли партийная система в России была бы так слаба, если бы не призрак КПСС. Этой партии нет уже больше десяти лет, однако каждая новая политическая организация автоматически сравнивается с той глобальной системой управления государством, рухнувшей под собственной тяжестью в 1991 году. Тогда в начале 90-х ликвидация в Основном Законе государства 6-й статьи о руководящей роли КПСС выглядела как политическое освобождение от неэффективного управленческого аппарата. За эти годы многопартийность в Российской Федерации прошла все мыслимые формы. Однако на деле существовала только одна партийная структура, удовлетворяющая всем политологическим и социальным критериям, - КПРФ. При этом все время партия не только не имела реальных рычагов власти, но последовательно теряла один ресурс за другим - сначала надежду формировать правительство (кабинет Примакова так и остался ее высшей победой), потом "красных губернаторов", наконец, парламентское большинство в Думе.

Принятое в ельцинскую эпоху законодательство и правила хорошего политического тона препятствовали министру иметь партбилет. Тем не менее в команде Белого дома почти всегда преобладали представители праволиберального фланга. Так, всего через несколько месяцев после отставки с поста министра экономики в 1994 году Егор Гайдар становится председателем партии "Демократический выбор России", в которую, по существу, можно было последовательно записывать всех министров финансов, экономики (а порой и ТЭКа) ельцинской эпохи. Но партбилет как таковой оставался документом экзотическим и годился в основном в Думе. Даже в Совете Федерации он уже не котировался, что уж говорить о Белом доме. Робкие голоса в поддержку партийной системы быстро глохли, когда им напоминали, что закрепленное в Конституции государственное устройство РФ - это не парламентская, а президентская республика.

Первый подход к партийной реформе президент Путин сделал еще в начале своего первого срока, и эта реформа никакого раздражения ни у общества, ни у реформируемых не вызвала. Возможно, потому, что менялся лишь юридический статус партий, рычагов власти - возможности подбирать кандидатуры в правительство или шанс для чиновников группы "А" (губернаторы и министры) признаться в своих идеологических предпочтениях - партии так и не получили. Второй этап этой реформы был осуществлен фактически явочным порядком в ходе предвыборной кампании 2003 года. Тогда в течение нескольких месяцев главной темой политических дискуссий стало обсуждение проблемы лидеров "единороссов".

Напомним, что в руководство "Единой России" в тот момент официально входили члены кабинета Михаила Касьянова: министр МЧС Сергей Шойгу, министр МВД Борис Грызлов и двое глав администраций - мэр Москвы Юрий Лужков и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Все лица из категории "А", которым закон запрещал пользоваться своим служебным положением, требовал уходить в отпуск при участии в предвыборной кампании и даже, как признался однажды Шойгу, блокировал возможность пользоваться служебным телефоном и автомобилем. Тогда "единороссы" быстро поделили руководящий орган на две части, всех реальных лидеров запихнули в Высший совет, наделив его консультативными функциями, а члены Высшего совета могли партбилетов и не иметь. Получив "добро" от минюста, "Единая Россия" пошла дальше: возник институт сторонников партии, к которому, например, присоединился министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.

Теперь же, после предложения президента ввести выборы в Думу только по партийным спискам, можно говорить о третьем этапе партийной реформы. Возрастает роль партий - возрастает и престижность руководящих должностей в партиях.

По словам главы комитета Госдумы по госстроительству Владимира Плигина, новый законопроект направлен "на реализацию принципа максимального усиления роли политических партий в Российской Федерации". Авторами являются лидеры думских "единороссов" (Валерий Богомолов, Владимир Катренко, Олег Ковалев, Владимир Пехтин, Владимир Плигин), а также глава ЛДПР Владимир Жириновский. Во вчерашнем заключении комитета говорится, что законопроект не противоречит Конституции. Впрочем, это не помешало "яблочнику" Сергею Попову проголосовать против этого законопроекта в гордом одиночестве. Вчерашняя инициатива настораживает и других экспертов, ведь законопроект - это еще один маленький шажок, упрощающий замену президентской республики парламентской моделью. А это уже новая Конституция и совсем другая страна.