- Конечно, после прошлогоднего успеха в мире, когда все три картины из России, представленные на Венецианском кинофестивале, завоевали награды ("Возвращение" Андрея Звягинцева - "Золотого льва", российско-азербайджанская "Нефть" Мурада Ибрагимбекова - "Серебряного льва" за лучший короткометражный фильм, "Последний поезд" Алексея Германа-младшего - специальное упоминание жюри дебютов. - Ред.), едешь смотреть и новые русские фильмы, и фильмы ваших бывших союзных республик с большими ожиданиями.
Я тогда усматривал параллель тому, что произошло во время оттепели, когда молодые режиссеры, и в первую очередь Марлен Хуциев с картиной "Застава Ильича", реабилитировал действительность, прорвав все шаблоны окаменевшего постсталинского кинематографа. Они искали темы собственного существования и собственные образы, что, кстати, происходило и с фильмами новой волны на Западе.
В этом году я увидел много картин молодых режиссеров. Ожидал я, честно говоря, от них большего. Некоторые пошли только механическим путем, постаравшись повторить успех прошлогодней модели. Но слишком долго уже в России занимались имитацией. Сейчас необходимо, чтобы молодые ушли от импортных сюжетов и импортных образов, не убили настоящую надежду на то, что наконец опять начинается русский кинематограф, а не американский кинематограф по-русски. Я убежден, что это происходит. Только возникла временная и, надеюсь, непродолжительная пауза...
И в кинематографе бывших советских республик также видна тенденция наконец-то говорить о собственной действительности. Отрадно, что появляется совместная продукция центральноазиатских режиссеров с Россией, что русские продюсеры помогают им развиваться и говорить собственным языком. Ведь все страны, которые жили вместе, не утратили общий язык. У них есть общий опыт, а значит, они понимают свое специфическое творческое начало. Для Запада, предположим, хорошее казахское или киргизское кино - любопытная экзотика. Но чаще всего мы сталкиваемся с кино вообще без домашнего адреса, в котором ни тема, ни образность не связаны с какими-то русскими или национальными фантазиями, травмами, мечтами... Это кино в обществе вообще никакой роли играть не будет - это только подделка. Ну кто покупает русскую кока-колу? Тогда как вот русский квас - это что-то особенное. Оригинал всегда свежее и убедительнее.
Сейчас в Германии начинается прокат нового русского кино. Очень бы хотелось, чтобы в мире увидели и казахские картины, справедливо отмеченные на "Киношоке", и особенно казахский "Остров возрождения", получивший на фестивале в Анапе главный приз и подаривший встречу с очень качественным и вдумчивым кинематографом. А это необходимо - вернуть в кино интеллектуально заинтересованного зрителя, не опуститься до развлекательных жанров и не выпасть из сферы культуры.
В чем еще для меня важность "Киношока"? Часто в русской критике недооценивают значение короткого метра. Но в те времена, когда очень сложно было найти хороший русский фильм, я старался это сделать с помощью короткого метра, и чаще всего мог гарантировать успех. Так и случалось. Исторический момент фестиваля в Анапе заключается в том, что здесь впервые программно сделали акцент на коротком метре. Ведь именно в нем зарождается будущее. А не в каких-то американских или французских фильмах коммерческого характера, хорошо сделанных, но не имеющих никакого отношения к процессу развития кинокультуры. В коротком же метре всегда находишь событие, совершенно новый взгляд и таким образом связываешь прошлое с настоящим...