24.09.2004 01:10
    Поделиться

    Любовь к футболу переходит в фанатизм

    Почему фанатичная любовь к футболу порой заканчивается плохо как для болельщиков, так и для игроков и судей

    Футбол это не просто ремесло. Это прежде всего игра, и очень азартная. В этом признаются сами футболисты, фанаты и даже арбитры, для которых судейская работа из простого хобби зачастую становится профессией.

    Наверное, поэтому вкусившему прелесть похода на стадион или же участия в игре любительского турнира быть в стороне от этого действа - все равно, что слушать произведения Моцарта в шумном баре из микрофона мобильного телефона, а потом с кислой миной делиться впечатлениями о "недостаточной крутизне" и мелодичности зальцбургского вундеркинда...

    Другое дело, что порой, вместо того, что было бы в духе правил честной игры, футболисты предпочитают сказать пару крепких слов в адрес соперника или судьи, а иногда и того хуже - плевком или ударом исподтишка вызывают ответную реакцию, которая приводит к самым плачевным последствиям.

    Последний яркий эпизод, демонстрирующий "цепную реакцию": арбитр-футболист-стадион, произошел во время матча между итальянской "Ромой" и киевским "Динамо" в Лиге чемпионов. Тогда шведскому рефери Андерсу Фриску понадобилась медицинская помощь после того, как предмет, брошенный с трибун (предположительно зажигалка), попал ему в лицо и рассек лоб. Это произошло, когда Фриск покидал поле в перерыве. За минуту до этого он показал красную карточку защитнику "Ромы" Филиппу Мексесу за то, что тот после свистка умышленно ударил нападающего гостей Мариса Верпаковского по ногам...

    Интересно, что спровоцировали фанатов не кто иные, как игроки римского клуба, устроившие целый спектакль перед шведом, театрально заламывая руки и призывно жестикулируя в адрес своих верных тиффози - ну, мол, объясните ему, как нужно судить! Объяснили. С помощью града бутылок, монет и даже... мобильных телефонов!

    Справедливости ради стоит отметить, что Фриск еще легко отделался. Известны случаи, когда футболисты сами колотили арбитров - больно и жестоко, а в Южной Америке иногда даже пытались убить, нанося ножевые ранения прямо по ходу игры! Хотя можно вспомнить и трагедию, которая произошла в ЮАР на небольшом стадионе в 180 километрах от Йоханнесбурга, где во время матча футболист одной из команд после незасчитанного судьей гола бросился на него с ножом. Арбитр не растерялся и, выхватив пистолет, выстрелил форварду в грудь... Интересно, что до сих пор полиция так и не нашла ответа, откуда у футболиста и судьи в поле взялись нож и пистолет...

    Вообще отношения к "людям в черном" у тех, кто футбол наблюдает с трибун, и у тех, кто в него играет, предвзятое по определению.

    Любая оплошность арбитра может быть воспринята как провокация, а уж сделать судью крайним и перемывать им косточки, в прямом и переносном смысле, - любимое занятие футбольной общественности и представителей СМИ.

    Плохо другое, что людей со свистком били и продолжают бить, и частенько не только во время игры. За последние десять лет в отечественном футболе зафиксировано больше десятка случаев, когда судьи страдали от неизвестных хулиганов и получали серьезные увечья. Конечно, в масштабах земного шара таких происшествий куда больше, но можно смело говорить о тенденции - профессия арбитра сегодня входит в число самых опасных.

    Нельзя сказать, что с этим явлением не пытаются бороться. Но происходит это в основном на словах. Можно вспомнить, как после апрельского избиения судьи Александра Колобаева, бывшего главным арбитром матча "Торпедо" и "Спартака", шеф российского судейского корпуса Николай Левников даже устраивал "откровенный разговор" с журналистами, целью которого было привлечь внимание общественности к проблеме безопасности его коллег. Левников заявил, что судьи тоже люди и имеют право на ошибку и за это они не должны рисковать жизнью. Правда, на вопрос: "А что вы предлагаете делать?", внятного ответа не последовало. Действительно, предоставлением арбитрам личной охраны проблемы не решишь - не будет же телохранитель постоянно ходить с судьей. Запретить тренерам, игрокам и руководству клубов плохо думать, говорить и каким-то другим образом обижать судей даже под угрозой крупных штрафов и дисквалификации, также вряд ли получится. Арбитр в футболе по-прежнему - "стрелочник" по определению, и виноват он будет даже тогда, когда вообще ни в чем не виноват.

    Свои и чужие

    Когда фанаты бьют фанатов команд соперников, это, простите, выглядит вполне в духе времени. Быть "футбольным хулиганом" сейчас модно и, с учетом того, что молодежи нечем больше заняться, эта проблема и ее решение целиком лежат на властях.

    Но не редки случаи, когда внимание толпы переключается на вчерашних кумиров, и тогда уже сами футболисты оказываются лютыми врагами обезумевшей толпы. Если любимый игрок не забил важный гол, подвел команду в ответственном матче или, не дай Бог, решил сменить команду, то у него может появиться громадное число недоброжелателей из числа тех, кто недавно готов был носить его на руках. Известны случаи, когда в Южной Америке футболистов их преданные поклонники расстреливали(!) из автоматического оружия со слезами на глазах, после чего сдавались в полицию. Объяснения фанатов в суде были из числа вышеперечисленных: "Он лишил нас надежды на победу!", или же: "Он предал наши клубные цвета"...

    В этой ситуации очень сложно понять, кто для толпы - свой, а кто - чужой. Правда, слава богу, убийства футболистов случаются редко. Куда чаще у них угоняют автомобили престижных марок, и сразу после таких инцидентов на трибунах частенько можно видеть лозунги: "Забьешь - вернем!". И ведь возвращают. А еще как вариант "фанатской мести" существует битье стекол в домах, гневные письма и телеграммы и, наконец, последний писк моды - выложить номер мобильного телефона игрока в Интернет, да на сайт оппонентов...

    А бывает, что досаду и злость вызывает не футболист у болельщика, а непосредственно партнер по команде, который ошибся в том или ином моменте игры и не согласен с "конструктивной критикой" своего коллеги в бутсах.

    И в этом случае все может не завершиться словесной перепалкой. Правда, в матчах высокого уровня до мордобоя между своими дело не доходило давно - на ум приходит разве что инцидент почти десятилетней давности, когда на игре Лиги чемпионов в Москве во время игры со "Спартаком" на глазах десятков тысяч зрителей два футболиста английского "Блэкберна" - Грэм Ле Со и Дэвид Бэтти стали выяснять отношения в спарринге. Разняли их тогда с огромным трудом.

    А вот инциденты, связанные с некорректным поведением другой стороны, когда команды дерутся "стенка на стенку", происходят сплошь и рядом. Вспомните, что творилось несколько лет назад после матча Лиги чемпионов "Рома" - "Галатасарай".

    Как только арбитр дал финальный свисток, началась драка с участием игроков и тренерского штаба обеих команд, которую обозреватели называли самым позорным инцидентом в истории Лиги чемпионов...

    А сколько крови было пролито в прямом смысле этого слова во время отборочного турнира к чемпионату Европы 2000 года, когда после игры в тоннеле стадиона в Стамбуле англичане и турки молотили друг друга почем зря! Защитник хозяев поля Алпай спустя год рассказал, что же послужило поводом для драки. По словам турка, он подбежал к Бекхэму после того, как тот не забил пенальти, и сказал ему: "Так держать!". В ответ Бекхэм ударил его головой, а затем толкнул в грудь. В конце первого тайма стычка продолжилась: на этот раз уже сам Алпай решил отомстить и ударил англичанина по лицу. "Бекхэм ударил меня головой и спровоцировал тем самым драку. Если бы дело касалось только меня, я бы стерпел, но у меня на груди был полумесяц со звездой, так что Дэвид оскорбил всю мою страну", - заявил Алпай своим товарищам по команде, и те решили в грубой форме заставить англичанина принести извинения. Охранники стадиона до сих пор рассказывают, что на полу после побоища осталось больше десятка выбитых зубов.

    На "местном" уровне - во внутренних чемпионатах происшествий также хватает. Правда, не всегда все заканчивается легким спаррингом. В итальянском чемпионате до сих пор вспоминают, как через полчаса после матча "Комо" - "Модена" 26-летний капитан клуба "Комо" Массимилиано Феринио ворвался в раздевалку соперников и жестоко избил футболиста этого клуба, 33-летнего Франческо Бертолотти. После серии ударов, в том числе и попавшейся под руку драчуну фотокамерой одного из журналистов, у Бертолотти была сломана челюсть, а сам футболист, упав, сильно ударился головой о цементный пол, потеряв сознание. В итоге Бертолотти перенес сложнейшую операцию на мозге и пролежал в коме больше недели. Феринио же был доставлен в полицию, а впоследствии дисквалифицирован до конца прошлого года.

    А что же Россия? Мы не хуже Европы и по части кулачных боев дадим фору континентальным забиякам. В 21-м туре чемпионата страны по футболу между раменским "Сатурном" и московским ЦСКА после одного из спорных эпизодов на последней минуте матча футболисты обеих команд начали стычку, в которую затем оказались вовлечены запасные футболисты и тренерский состав. Попытались ввязаться в драку и болельщики. Сотрудникам милиции пришлось приложить значительные усилия, чтобы удержать фанатов на трибунах. Штраф по 500 тысяч рублей обеих клубов, дисквалификация участвующих в драке игроков на пять матчей большинством специалистов была расценена как слишком мягкая мера. Но в контрольно-дисциплинарном комитете заметили, что для того, чтобы более серьезно наказывать драчунов, нужны более ясные формулировки в правилах, а их нет. Кто-то из чиновников даже пошутил, что, мол, такие дела надо доверять милиции.

    Резиновый аргумент

    С правоохранительными органами, впрочем, также не все гладко. Головная боль нашей милиции - фанаты, которые устраивают настоящие погромы (вспомните случай на Манежной площади). С ними справиться до сих пор не могут, чем порождают новые случаи вандализма и заставляют представителей власти срывать свою злость не на толпе "отморозков", а на женщинах и футболистах. В прошлом году ныне выступающий за "Ротор" Спартак Гогниев играл в ЦСКА. И оказался в центре скандала, когда произошла драка с участием футболистов ЦСКА и сотрудников ОМОНа.

    После игры на столичном стадионе "Динамо" с самарскими "Крыльями Советов" у Гогниева и сотрудников правоохранительных органов разгорелся конфликт. По словам Гогниева, он попытался защитить брата от задержания. В ответ сотрудники ОМОНа решили задержать и самого Спартака как "лицо кавказской национальности", используя резиновые дубинки и другие силовые методы. В результате между братьями, сопровождающими их лицами и бойцами ОМОНа завязалась масштабная драка, к которой присоединились болельщики ЦСКА, а также вратарь команды Вениамин Мандрыкин и защитник Василий Березуцкий...

    Глядишь, в скором времени в России вполне могут происходить события по "чилийскому варианту". Во время игры между клубом из этой южноамериканской страны "Консепсьон" и уругвайским "Сан-Лоренсо" главный арбитр удалил с поля капитана гостей Орасио Агилеру. Не согласные с таким решением рефери, товарищи по команде набросились на судью. Арбитра били по голове бутсами. Когда же наконец на помощь человеку со свистком подоспела полиция, это не только не остановило футболистов, а привело их в еще большую ярость. Нападающий "Сан-Лоренсо" Себастьян Абреу прыгнул на стражей порядка, и завязалась массовая драка с участием игроков обеих команд и полиции, причем полицейские вынуждены были спасаться бегством. Успокоить разбушевавшихся игроков смогли только водометы...

    Тренер бьет первым

    В раздевалках команд тренер всегда прав: за ним - первое и последнее слово. И горе тому футболисту, который не согласится со своим наставником. Вот недавно сэр Алекс Фергюсон, взбешенный невыразительной игрой своего "Манчестера", взял и бросил бутсу в тогда еще выступавшего в Англии Дэвида Бекхэма. Звезда "МЮ" получил на память об инциденте пару заметных царапин.

    Бекхэм тогда довольно прозрачно намекнул прессе, что Фергюсон страшно не любит проигрывать и когда его не слушают, и вывел формулу "футбольной любви": "Драки с игроками происходили периодически. От Фергюсона, помню, доставалось Марку Хьюзу и Полу Инсу. Он бил их со всей силы, но они не могли ему ответить. Я тоже не смог, ведь он это делает потому, что любит свою работу: он фанатично предан игре и сам говорит, что не собирается прятать эмоции внутри. Но после таких взбучек он всегда просил прощения, предлагая выпить по банке пива".

    Летописцы футбола вспоминают, что и для знаменитого "Милана" середины 1990-х годов, обыгрывавшего всех подряд, драки футболистов в раздевалке были делом будничным. Более того, тренеры не вмешивались и даже, наоборот, провоцировали игроков, мотивируя это тем, что "если в раздевалке происходят драки, значит, команда жива!".

    Поделиться