24.09.2004 02:50
    Поделиться

    Сергей Шпилько: отдыхать за границей дешевле

    Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько: отдых - дело серьезное

    - Пора подвести итоги летнему туристическому сезону. Как оно было в этом году - с путешествиями и отдыхом? Какие направления пользовались самой большой популярностью? Что в минусе?

    - С точки зрения турбизнеса, сезон был трудным. На состояние спроса отрицательно повлияли многие факторы - и проблемы в банковской сфере, и реорганизация ОВИРов, в результате чего функции по оформлению заграничных паспортов были переданы отделениям милиции, и, конечно, политическая нестабильность в мире. Кроме того, отрицательно сработали внутрирыночные факторы: в результате уже традиционного переизбытка чартерной перевозки на массовых направлениях выезда россиян многие популярные страны - Турция, Египет, Хорватия, Тунис, Греция, Кипр и другие - "горели" в течение практически всего лета. Туроператоры были вынуждены выставлять путевки по демпинговым ценам. Впрочем, большинству туристов это только на руку, поскольку они получают возможность задешево отдохнуть за границей. Хотя лично я всегда выступаю против демпинга - не только потому, что турбизнес должен зарабатывать и развиваться, но и по той причине, что маленькие деньги не могут гарантировать качественного сервиса.

    Однако в августе-сентябре ситуация на выездном рынке более-менее стабилизировалась. Как всегда, самым популярным направлением остается Турция - по соотношению цены и качества эту страну никто превзойти не может. Следом идет раскрутившийся "летний" Египет, который еще недавно был сугубо зимним направлением. Значительно вырос спрос на безвизовый Тунис, популярную во всем мире Францию, хорошо идет Италия, наметилась тенденция к возвращению спроса на Испанию, которая в последние годы теряла прежние позиции. В минусе пока остается Кипр: введение визового режима и высокая стоимость гостиниц не способствуют росту турпотока из России.

    - В последние годы наметилась явная тенденция к росту внутреннего туризма, значительно вырос спрос на Подмосковье, Кавказ, Минводы. Чем вы это объясняете?

    - Это естественная тенденция для государств, богатых туристическими ресурсами, со значительным населением и территорией. Рынок внутреннего туризма в несколько раз превышает выездной и в США, и в Китае, во Франции, Испании и многих других европейских странах. Оно и понятно: отсутствие языковых барьеров и проблем с получением виз, нередко - экономия на транспортных расходах. У нас выездные потоки в значительной степени были переориентированы внутрь страны сразу после дефолта 1998 года.

    Надо ли по этому поводу радоваться? Безусловно. В России есть что посмотреть, есть где отдохнуть и где поправить здоровье. Развитие туристической инфраструктуры - это новые рабочие места, пополнение местных бюджетов, положительный фактор для всей экономики. Но вот что плохо. Стоимость отдыха во многом определяется дефицитом современных объектов размещения - гостиниц, домов отдыха, пансионатов - и динамикой цен на пассажирские перевозки, экскурсионное обслуживание и другие услуги, входящие в тур. В итоге повышенный спрос на Россию привел к явно неоправданному росту цен на внутренний турпродукт, а его конкурентоспособность начала снижаться.

    Судите сами. Цены на зарубежные туры в 2001-2002 годах росли в пределах 8-9% в год, в 2003-м поднялись на 5%. А услуги в сфере внутреннего туризма, по данным Госкомстата, в 2001 году выросли на 31%, в 2002-м - на 22%, а в 2003-м - на 19%. В том числе стоимость перелета в самолете эконом-классом ежегодно растет на 18-20%. Проезд в купейном вагоне скорого нефирменного поезда дальнего следования в 2001 году подорожал на 63%, в 2002-м - на 31%, в 2003-м - на 25%. В гостиницах уровня 2-3 звезд в прошлом году стоимость услуг выросла на 25%, а в 2001 и 2002 гг. - на 34%. Входные билеты в музеи каждый год дорожают в среднем на 30%.

    - Что же получается - российскому гражданину выгоднее отдыхать за границей, чем дома?

    - Зачастую действительно так, особенно если учитывать сравнительно низкие цены на чартерные авиаперевозки туристов. И если ситуация не изменится, турпотоки в России вновь начнут перераспределяться в пользу выезда, кроме того, будет сокращаться въездной туризм. И эти перспективы неизбежны, если государство не будет контролировать цены монополистов, хотя бы не допуская их превышения над европейскими, и не стимулирует строительство недорогих современных гостиниц и других объектов инфраструктуры. Тем более что сроки окупаемости капитальных вложений в гостиничное хозяйство у нас значительно выше, чем при строительстве жилья или офисных помещений. Не в последнюю очередь это связано с коротким высоким туристическим сезоном, который в России длится 2-3 месяца. Поэтому туриндустрия со своей стороны должна приложить усилия к созданию и продвижению на рынке зимнего и межсезонного турпродукта, для чего также требуется помощь государства.

    - А что, власти совсем этим не занимаются?

    - Нет, не совсем. Как известно, в конце июля этого года в Геленджике прошло заседание Президиума Госсовета РФ, на котором обсуждались вопросы развития курортов и туризма в стране. По его итогам Владимир Путин утвердил перечень конкретных поручений. Они касаются загрузки здравниц, в том числе за счет изменения сроков школьных каникул, обеспечения санаторно-курортным лечением льготников, охраны природных лечебных ресурсов и т.д. Со времен постановлений ЦК КПСС и Совмина СССР обсуждение проблемы курортов впервые было вынесено на столь высокий уровень, и это внушает нам определенные надежды. Но пока остаются открытыми очень конкретные вопросы - например, таможенных пошлин на импорт транспортных средств и гостиничного оборудования, необходимых для развития туризма.

    - Действительно, состояние автобусов, на которых возят туристические группы, нередко поражает воображение.

    - А что вы хотите, если из-за таможенных пошлин покупка автобуса туркласса нашим компаниям обходится на 50-70 тысяч евро дороже, чем их партнерам в странах Восточной Европы. А лоббирует эти таможенные тарифы отечественный автопром, который и легковой-то машины нормальной не может сделать, не говоря уже о современном автобусе для дальних перевозок. Аналогично обстоит дело с круизным флотом, спрос на услуги которого высокий, а судов не хватает. Похожая ситуация со средствами малой авиации, без которых невозможно развитие приключенческого туризма. О том, как сложно сегодня получить разрешение на полеты, я уже и не говорю.

    - Отдельный вопрос - управление отраслью. Странные вещи происходят с нашим туризмом: его то передают спорту, то присоединяют к культуре, то выводят в самостоятельное ведомство, то вливают в минэконом-развития. От многих руководителей турфирм я слышал жалобы на то, что вот уже многие годы отрасль остается практически бесхозной. Может быть, настала пора иметь Национальную администрацию по туризму, как это существует во многих странах?

    - На первый взгляд идея заманчивая. Когда-то, в начале 90-х, я сам возглавлял такой федеральный орган, он назывался Комитет по туризму РФ. Но дело не в том, как будет называться соответствующая структура и к какому ведомству ее отнести.

    - Лукавите, Сергей Павлович.

    - Попробую объяснить. Восемьдесят процентов проблем, тормозящих развитие индустрии гостеприимства, не находятся в прямой компетенции федерального органа исполнительной власти в сфере туризма. Эти проблемы "проходят" по ведомству минтранса, минэкономразвития, МИД, МПР, силовиков и т.д. И решить их, то есть обеспечить координацию работы туристической отрасли как межхозяйственного комплекса, может только очень весомая и влиятельная структура, располагающая сильным и квалифицированным аппаратом.

    Что касается ведомственной принадлежности. Если вы хотите бороться за бюджетные средства, то логичнее всего быть под минфином, если собираетесь формировать нормативно-правовую базу (а это тоже больное место в туризме), то лучше быть ближе к минюсту...

    -Во всем мире туризму наносят огромный урон теракты, локальные вооруженные конфликты, нестабильная политическая обстановка. Люди боятся летать на самолетах, избегают посещать некоторые страны. А вот российских туристов, говорят, этим не запугать. Правда?

    - Верно, наши соотечественники психологически более устойчивы к разного рода рискам. Российские туристы - это своеобразная скорая помощь, Чип и Дейл мирового туризма, их на испуг не взять. Россияне куда острее реагируют на колебания цен, чем на внешние угрозы, они последними уходят с проблемных рынков и первыми туда возвращаются. Так было после печально знаменитого расстрела туристов в египетском Луксоре, во время курдских волнений в Турции после ареста их лидера Оджалана, после всплеска насилия в Израиле, после взрыва на Бали и т.д. Впрочем, в последнее время и весь мировой рынок привыкает жить в условиях повышенной опасности, он уже не так импульсивно реагирует на трагические инциденты.

    Вообще туризм, как никакая другая отрасль, подвержен воздействию нерыночных факторов - войн, природных катаклизмов, эпидемий. Глобализация рисков негативно сказывается на конъюнктуре, в том числе и на конъюнктуре нашего рынка. До последнего времени судьба нас в этом смысле относительно щадила, однако ситуация изменилась после трагедии на Дубровке и серии последних терактов. Иллюзии развеялись. В сезон 2005 года мы уходим с туманными перспективами - особенно в том, что касается въездного туризма.

    - Вы хотите сказать, что после Беслана многие граждане западных стран отказались от уже запланированных поездок в Россию?

    - Конечно, такие трагедии сказываются на имидже страны. За последние 15 лет рынок въездного туризма в России пережил три явных кризиса. Резкий - более чем в 2 раза - спад въезда в страну в 1992 г. скорее всего носит чисто статистический характер, вызванный распадом СССР. Почти такое же снижение турпотока в 1994 г. можно назвать политическим: после расстрела Белого дома в конце 1993 г. иностранцы к нам ехать побаивались. В 1998 г. случился дефолт, ввергнувший Россию в экономический кризис. И хотя с точки зрения валютного курса это было самое выгодное время для поездок иностранцев, имидж страны явно был подпорчен и турпоток также заметно снизился. Но ни один из провалов въездного рынка не был связан с атаками террористов, которых у нас за полтора десятка лет было немало. Иными словами, на отдельные происшествия турпотоки особо не реагируют. Однако последние события в России резко изменили эту ситуацию, поскольку такой концентрации трагедий - пять терактов за 8 дней - страна не переживала никогда. Отказы от поездок в Россию начались сразу после падения двух самолетов 24 августа, сегодня количество аннулированных туров достигло нескольких десятков тысяч. Туроператоры по приему прогнозируют, что в сентябре-октябре примут процентов на 30 иностранных туристов меньше, чем было запланировано. Весьма печальны прогнозы по въезду и на следующий год: поступление заявок из Италии, Испании, Германии, Израиля, Японии и других стран явно притормозилось.

    Однако въездной турпоток падает не только из-за политической обстановки в стране. Теракты в Москве только усугубили и без того нерадостную ситуацию на рынке въездного туризма. Дело в том, что за три последних года московские и питерские гостиницы в три раза подняли цены на свои услуги. Во многих странах завышена стоимость российской визы, а процедура ее оформления сложна и занимает много времени. И это тоже должно стать заботой государства. Совершенно необходимо проводить более дифференцированную визовую политику в отношении граждан экономически развитых стран, выравнивать, а возможно, и снижать визовые сборы для туристов из государств ЕЭС, Японии, США. Это, между прочим, уже сделали Украина, Казахстан, Киргизия. Казахстан пошел даже дальше, освободив от НДС въездной туризм, который, по сути, является одной из форм экспорта.

    - В прежние годы рынок туруслуг регулярно компрометировали так называемые фирмы-однодневки, которые "кидали" клиентов. Одной из мер по борьбе с этим злом было введенное в 1994 году лицензирование туристической деятельности. Теперь, как я слышал, лицензирование отменяется. Что это означает?

    -Это означает, что государство уходит от прямого регулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма и тем самым в значительной степени устраняется от защиты прав путешествующих как потребителей услуг.

    - Но хорошо ли это для нас, обычных граждан, или, как вы говорите, потребителей услуг?

    - Давайте разберемся. Сама специфика сферы туризма предполагает повышенные потребительские риски. Тур продан, то есть человек заранее на все сто процентов оплатил комплекс услуг, которые ему будут оказаны в перспективе и, возможно, на другом конце света. А в этой самой перспективе может произойти все, что угодно. И не только стихийное бедствие или война, о чем мы говорили выше. Разорится фирма-перевозчик, окажется недобросовестной принимающая сторона. В некоторых арабских государствах туриста могут арестовать за долги той фирмы, которая продала ему тур. И так далее. В пик сезона подобные обстоятельства способны испортить отдых тысячам людей. Вот почему в свое время страны ЕЭС приняли специальную директиву, дающую карт-бланш на принятие специальных мер государственного регулирования, обеспечивающих более высокий уровень защиты прав потребителей в этом сегменте рынка.

    Лицензирование и есть одна из таких мер, призванная бороться с недобросовестными предпринимателями. Я уже не говорю о том, что каналы туризма могут использоваться для перемещения боевиков, для нелегальной миграции, для контрабанды. У нас практику лицензирования планируют отменить в рамках проводимой административной реформы. Но, боюсь, не на пользу дела.

    Я хорошо помню, как в ту пору, когда не требовались лицензии на туристическую деятельность, ни мы, ни правоохранительные органы не могли найти тех "кидал", которые обирали наивных граждан, доверивших им свой отдых. Или такой пример. Сегодня правом приглашать в Россию иностранных туристов обладают фирмы, вошедшие в соответствующий список МИД. По сути, единственным документальным критерием для включения компании в этот перечень является наличие у нее государственной лицензии. А чем же, интересно, будут руководствоваться мидовцы в случае отмены лицензирования?

    - В последние годы также активно обсуждается вопрос о введении системы финансовых гарантий участников туристического рынка. Иными словами, хочешь зарабатывать деньги на туристах, внеси вначале банковский депозит, который в случае непредвиденных обстоятельств станет своеобразной страховкой для клиентов. Эта мера тоже признана несвоевременной?

    - Система финансовых гарантий в той или иной форме давно существует в Европе. Многие страны ввели обязательное страхование ответственности туроператоров перед клиентами, банковские депозиты, другие формы финансовых гарантий. Соответствующий закон недавно принят на Украине. Переход к подобной практике активно обсуждается и у нас. Конечно, это не так просто, требуется принять новые законодательные акты и, главное, разработать реальные механизмы действия этих гарантий. На мой взгляд, логично увязать введение финансовых гарантий с лицензированием, то есть сделать их обязательным условием получения лицензии.

    -Что вы, как самый искушенный турист России, могли бы посоветовать нашим читателям, планирующим свой осенний и зимний отдых?

    - Я всегда избегаю рекомендовать какие-то определенные места. На самом деле, везде хорошо - и на Мальдивах, и в соседней деревне. Разумеется, если вы тщательно подготовили свой вояж. Что же касается совета, то он будет таким: никогда не покупайте туры в последний момент и не клюйте на дешевизну. Выбирая свой маршрут, покопайтесь в Интернете, порасспрашивайте знакомых, потерзайте менеджера турфирмы, получите исчерпывающие ответы на все интересующие вас вопросы. И только тогда доставайте бумажник.

    Поделиться