В метро запретили торговлю газетами

Зато с негативными последствиями ясно все. Во-первых, остались без работы около полутора тысяч людей, большинство из которых - пожилые и инвалиды. Во-вторых, газеты будут дорожать. В-третьих, сети распространения взамен ликвидированной в Москве на настоящее время не существует и в ближайшее время не предвидится. И это при том, что через закрытые точки распространялось до 70 процентов прессы.

По вопросу вывода продавцов из метрополитена и 25-метровой зоны вокруг его сооружений до подписания постановления правительства Москвы существовало только одно решение - Межведомственной антитеррористической комиссии, которое никакой силы, кроме как рекомендательной, не имело. Проект позже подписанного мэром постановления разрабатывался в течение нескольких месяцев. И вдруг - самые решительные меры, война - лоткам. Как сообщила "РГ" Елена Крылова, пресс-секретарь столичного метрополитена, администрация подземки уже с середины сентября не просто не продлевала разрешения на торговлю, но и приостанавливала еще действующие.

Состояние распространителей в такой ситуации, думаю, понять несложно. По словам Сергея Лобанова, и.о. начальника отдела Комитета по телекоммуникациям и СМИ Москвы, сети несут колоссальные убытки, некоторые уже объявили о своем закрытии. Ситуацией не замедлили воспользоваться владельцы торговых капитальных ларьков, которые пока не тронуты. Они на 40 процентов подняли стоимость аренды, что, естественно, не может не сказаться на стоимости газет и журналов. Не говоря уж о том, что за ними еще и придется стоять в очереди.

Взамен живых продавцов обещали поставить автоматы. У них есть одно преимущество - могут работать круглосуточно, но вот насчет всего остального.... Как рассказал "РГ" Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции, автоматы по продаже газет компенсировать прежний объем торговли печатной продукцией не смогут. Хотя бы потому, что в один автомат влезает семь-восемь разных газет или журналов, а на лотке их бывает до трехсот. Ставить же десяток автоматов подряд не совсем целесообразно, да и экономически невыгодно - самый дешевый отечественный "железный торговец" стоит около 3,5 тысячи долларов. Железяка начнет приносить прибыль, если поднять цену - газета в нем будет стоить 25 рублей.

По оценкам независимых экономистов, больше других пострадают скорее всего столичные издания, продающие до 60 процентов тиража именно через "лотошников" и "ручников". Организовать такую же сеть распространения на земле, вне метро, за короткое, да и за длительное время вряд ли удастся. Установка стационарного киоска на улице стоит 10 тысяч долларов плюс более 30 подписей у самых разных чиновников, которые нужно еще собрать. Распространители надеются только на то, что городские власти пойдут им навстречу и упростят процедуру получения разрешения на торговлю в киоске. Что касается самих продавцов, то Ассоциация распространителей предлагает им работу в существующих стационарных киосках печати. По данным Александра Оськина, примерно четверть из них простаивает из-за отсутствия продавцов. К сожалению, стоят киоски далеко от громадных потоков людей, ежедневно проходящих через метро, следовательно, зарплаты там будут уже не те.

Ну и самое главное. По мнению многих специалистов, опрошенных "РГ", подобные антитеррористические меры, ради которых затевалось изгнание торговцев газетами, угрозы терактов отнюдь не снимают. А скорее наоборот, будут способствовать развитию неофициальной торговли, которую у нас, как ни грозятся, ликвидировать так и не научились. Вчерашний торговец платками азиатского вида на переходе "Менделеевская" - "Новослободская" тому подтверждение.