Раннее утро. Малолитражка старшего прапорщика Константина Калмыкова сворачивает с федеральной трассы Селихино - Николаевск-на-Амуре на дорожку, ведущую в Нижнюю Тамбовку, и останавливается. Инспекторы выскакивают из машины и перекрывают дорогу встречному автомобилю. Его временный владелец - экспедитор рефрижератора - представляется жителем Хабаровска, прописанным в Чегдомыне Ядигаром Алиевым. Водитель грузовика, недовольно поглядывая на милицейские автоматы, открывает двери холодильника, забитого до потолка ящиками со свежей кетой. Никаких документов на закупку и перевозку рыбы у него, естественно, нет. Водитель клянется, что разрешение у него есть, но они "случайно" остались дома, в Селихино, он также жалобно рассказывает, что заплатил 35 тысяч за аренду машины и по 40 рублей за каждый "хвост". На вопрос сотрудников РОВД о месте приобретения рыбы Алиев уверенно отвечает: "На берегу купил, у рыбаков. Рядом была рыбинспекция. Вот я и подумал, что все законно".
На участке лицензионного лова в Нижней Тамбовке сегодня "проходной" день: любой отлов рыбы в этот день запрещен. Рыба должна успеть отнереститься. Помощник старшего инспектора Петр Носов воспитывает двух земляков, якобы перепутавших числа месяца.
Не доезжая до поселка Ягодное, мы сворачиваем к месту слияния речки Шелиховки с Амуром. Едва отплыв, подходим вплотную к мотолодке, с которой выбирают сеть двое обросших недельной щетиной мужчин. Один из нарушителей закона "проходного дня" весело представляется жителем Нижней Тамбовки Ивановым. Какие-либо документы у браконьеров отсутствуют, зато при первичном осмотре содержимого старенькой "Оби" с подвесным мотором обнаруживается мокрая сеть с запутавшимся экземпляром кеты.
Старший лейтенант Александр Гиюк составляет протокол, предлагает задержанным расписаться под показаниями и следовать для их подтверждения в поселок. Нарушитель не только отказывается, но и оказывает сотруднику сопротивление. Лишь после предупредительного выстрела браконьер смиряется с судьбой.
- Складывается впечатление, что на Амуре все нарушители закона Ивановы и все без документов. Вообще за последние шесть лет, пока у нас не было катеров, браконьеры здорово успели обнаглеть, - говорит Гиюк и направляет "Амур" к очередному объекту.
За незаконный отлов самца кеты нарушителю предстоит заплатить штраф 1250 рублей. За самку - в два раза дороже. Но решения судов о взысканиях с браконьеров зачастую так и не реализуются, ведь у большинства задержанных отсутствует официальный источник дохода, а судебные приставы в убогих жилищах большинства безработных рыбаков не находят даже имущества, подлежащего описанию.