Елена веселилась с компанией сверстников в своей квартире. Веселилась со свойственным для молодежи размахом. Соседей этажом ниже на вечеринку не позвали, поэтому они пришли сами.
Вот как описывают дальнейшие события свидетели:
"В дверь постучали двое пьяных мужчин. Кононова открыла. Они стали ее бить сначала в квартире, потом в коридоре".
Драку разняли, соседей спровадили. Однако минут через двадцать в дверь вновь постучали. Кононова решила не открывать. Вдруг опять начнут бить. Но, к ее большому удивлению, дверь в квартиру распахнулась сама. За ней - милиционеры (как потом выяснилось, ключи под шумок умыкнули соседи снизу). Гражданам отдыхающим предложили разойтись, а хозяйке квартиры - проехать в отделение милиции. Елене эта идея не понравилась.
Милиционеры действовали со свойственными для наших правоохранителей решительностью и бесстрашием, которые проявляют, как правило, в самых опасных ситуациях. Когда, скажем, нужно разогнать бабок, торгующих в переходах с лотков или тряхнуть на вокзале челноков из братских кавказских республик. Кононовой, как утверждают свидетели, заломали руки и затолкали в машину, посадив девушку на пол. А чтобы не дергалась, один из стражей порядка придавил ее ногой. Во время неравной схватки Елена и цапнула Басурманова молодыми и крепкими зубами. А еще сорвала с него погон, унизив его милицейское достоинство.
Страж порядка обиделся и подал на кусачую девушку рапорт, который, пройдя начальственные кабинеты, трансформировался в обвинительное заключение. Дальше был суд. Обвинитель потребовал, чтобы юную хищницу сурово наказали - осудили на два года условно. Но суд почему-то Кононову оправдал, сославшись на Конституцию РФ, гарантирующую неприкосновенность жилья. Прежде чем зайти в квартиру, милиционеры должны были спросить у хозяйки разрешение либо предъявить ей санкцию суда.
Что касается последовавшего вслед за этим задержания, суд признал его также незаконным. Хотели наказать? Составляйте протокол об административном правонарушении на месте. Ведь не бандиткой и не террористкой была Кононова, чтобы тащить ее силой в отделение. Так что девушка укусила милиционера Басурманова, в согласии с законом.
Авторитетно
Милиция имеет право беспрепятственно проникать в частные жилища и проводить их осмотр. Это право ей дано в соответствии с 11 статьей Закона "О милиции". В статье четко прописаны случаи, когда такое возможно: при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при наличии достаточных данных полагать, что в помещении совершено или совершается преступление, а также если там произошел несчастный случай.
Данный случай, как я понимаю, ни под одно из этих определений не подпадает. Кононова преступления не совершала, несчастного случая или, скажем, драки в ее квартире на момент появления милиции не происходило. Если бы там действительно происходило нечто подобное, сотрудники правоохранительных органов могли бы проникнуть в квартиру, взломав дверь. В этом случае они обязаны в течение суток уведомить о произошедшем прокуратуру. Суд в свою очередь принимает решение, было ли это проникновение обоснованным.
В остальных случаях для проникновения в квартиру и ее осмотра необходимо получить санкцию суда.
Игорь Шубко, адвокат