По информации агентства "Интерфакс", министерство финансов уже подготовило и направило в правительство доклад, содержащий общие замечания по улучшению налогового администрирования. Прежде всего в докладе речь идет об улучшении организации работы Федеральной налоговой службы, в частности, ее инспекций. "В докладе главный упор делается на улучшение информационной работы и организационной структуры ФНС", - сказал источник агентства.
Напомним, что две недели назад правительство одобрило проект положения о Федеральной налоговой службе. Согласно этому документу ФНС сохранит функции контроля и надзора за соблюдением налогового законодательства, а также регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, к ФНС перейдут обязанности ФСФО представлять государство в процедурах банкротства. Штат налогового ведомства при этом сократится на 14 процентов.
Кроме улучшения работы фискального ведомства предлагаются некоторые технические меры, которые позволят собирать налоги в полном объеме. Так, предполагается выработать критерии для отделения законного уменьшения налоговых платежей от незаконного уклонения от уплаты налогов. Этот вопрос напрямую связан с соблюдением равенства условий налогообложения, указывают авторы доклада. Добросовестный налогоплательщик не может на равных конкурировать с теми, кто налогов не платит, потому перед ним неизбежно встает проблема выбора: уйти с рынка или, как и все, не платить налогов.
Эксперты положительно оценивают это предложение. По мнению Эдуарда Кучерова, руководителя департамента налогов и права компании "Бейкер Тилли Русаудит", создать основу для того, чтобы определить, что является законным способом снижения налогов, а что нет, крайне необходимо.
В аудиторской практике, подготавливая клиентам рекомендации по налоговому планированию, компании действуют на собственный страх и риск (за содействие в уклонении от уплаты налогов предусмотрена уголовная ответственность), по наитию квалифицируя способы в качестве законных. В то же время вряд ли можно говорить о возможности установления некоего исчерпывающего перечня критериев, так как очень большое значение имеет то, добросовестно или нет действует налогоплательщик. Кроме того, системы хозяйственных отношений постоянно меняются, поэтому закладываемые критерии должны быть очень гибкими, а в этой связи вряд ли удастся уйти от того, чтобы не положить в их основу оценочные категории. Если подобное нововведение будет реализовано, то для добросовестных налогоплательщиков оно создаст более четкие правила игры, хотя, возможно, и сузит возможности для налогового планирования.
Что касается улучшения администрирования взимания НДС, то в докладе не затрагивается вопрос введения специальных банковских счетов по этому налогу, так называемых НДС-счетов. По данным информированного источника, от этого способа контроля за правильностью расчетов по НДС решено отказаться. При этом в докладе говорится о создании системы электронных счетов-фактур.
Эксперты отмечают, что на данный момент не совсем понятно, как будет функционировать система электронных счетов-фактур. Представители минфина и налоговых органов говорят, что они будут сопоставлять счета, полученные покупателями и выданные продавцами. При этом основной способ злоупотребления в настоящее время - это уплата НДС на компанию, которая НДС в бюджет не платит. По мнению Эдуарда Кучерова, для тех, кто обслуживает подобные незаконные компании, не составит сложности предоставить сведения о том, что счета-фактуры они выписали (ведь счета-фактуры, выписанные недобросовестными продавцами, действительно существуют).
В этом случае данные покупателя и продавца сойдутся. Другое дело, что можно пытаться в оперативном порядке выяснить, уплачен ли НДС в бюджет, и в случае, если получены данные о том, что организацией выписано счетов-фактур на значительную сумму, а при отсутствии входящего НДС подана "нулевая декларация" или декларация вообще не подана, проводить уже более детальную проверку. Однако реализация подобного мероприятия потребует колоссальных технических ресурсов для обработки и передачи информации, а также для ее защиты.
Между тем
На осенней сессии Госдумы депутатам предстоит рассмотреть во втором чтении два налоговых законопроекта. Один из них дополняет вторую часть Налогового кодекса главой 32 "Земельный налог". Это местный налог, плательщиками которого являются юридические и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности. Предполагается, что эта глава Налогового кодекса вступит в действие с 1 января 2005 года.
Экспертный совет Государственной Думы по экономической и инвестиционной политике считает, что ко второму чтению законопроект должен быть существенно доработан. К недостаткам закона относится незавершенность процесса кадастровой оценки земель, что приведет к неопределенности в определении объектов налогообложения, стандартность налогового вычета (10 тысяч рублей) вне зависимости от размера и стоимости земельного участка и количества таких участков у одного лица, отсутствие дифференциации ставок по различным категориям налогоплательщиков. Еще один минус - спорный, по мнению членов Экспертного совета, характер наличия налоговых льгот у отдельных типов организаций.
Второй законопроект вносит поправки в 25 главу Налогового кодекса "Налог на прибыль организаций" и 23 главу "Налог на доходы физических лиц".