История эта началась не вчера: одни школы с мая, другие с июня все лето просидели с отключенными за неуплату телефонами. Все это время продолжалась (да так и не закончилась) «разборка» между монополистами-связистами и городской системой образования.
По версии связистов, дело обстоит следующим образом. В феврале текущего года постановлением главы Курска была упразднена централизованная бухгалтерия комитета образования города, которая вела расчеты с нами за телефонные услуги. С этого момента каждая школа стала самостоятельным юридическим лицом, а не правопреемником централизованной бухгалтерии. По закону, теперь связисты – как они уверяют – обязаны заключить новые договоры со школами как с самостоятельными юридическими лицами. А это стоит дополнительных денег.
– Мы пытались как-то утрясти вопрос с московским руководством, – пояснил один из руководителей регионального подразделения проводной связи, – чтобы переоформление произошло безболезненно, но нам ответили: поступайте в соответствии с законом. Понимаем, что, наверное, это неправильно, но по-другому поступить не можем. Если оставим все, как есть, недополучим доходы, а это нарушение налогового законодательства. Брать на себя такую ответственность, естественно, никто не будет…
Кому-то нести ответственность за сложившуюся ситуацию все-таки придется, потому что она, ситуация, ни в какие ворота не лезет. Вот что рассказывает корреспонденту «РГ», в частности, директор муниципальной школы № 40 Ольга Илларионовна Новикова:
– У нас было два телефонных номера, и оба целое лето молчали, – мой и еще один. Вот на этот «один» вы сейчас и звоните, его удалось подключить после того, как городской комитет образования изыскал деньги и внес их за переоформление договора со связистами. А директорский телефон продолжает бездействовать...
За половину рабочего дня мне так и не удалось связаться по телефону с руководством комитета образования Курска, чтобы выяснить общую картину по городу: председатель в отпуске, исполняющий его обязанности заместитель и даже приемная не отвечают, и это навеяло невольные подозрения: уж не отключили связисты еще и школьный «штаб» областного центра?..
Информационный пробел восполнила директор школы № 18 Светлана Медвецкая. Являясь депутатом Курского городского собрания, именно она недавно от имени всех коллег – директоров и просто педагогов ребром поставила «телефонный вопрос», обратилась с депутатским запросом в прокуратуру области и курское антимонопольное ведомство. Общую обстановку, в связи с этим, знает достаточно хорошо.
Массовые отключения школ, рассказывает Медвецкая, были проведены под «благовидным» предлогом наличия задолженностей за услуги электросвязи, а подключиться вновь школы не могут, потому что, кроме погашения задолженности, нужно вносить еще около 8200 рублей за перезаключение договора по каждому телефонному номеру. Таких денег нет (для ее школы, например, в бюджетных расходах города на весь нынешний год предусмотрено только 5 тысяч рублей на текущие телефонные потребности) – значит, нет и надежды, кроме как на вмешательство компетентных государственных органов. О версии связистов директор-депутат высказывается категорично: «Они лукавят, и это самое мягкое слово».
В чем, по мнению Светланы Геннадьевны, лукавство связистов-монополистов? Ну, во-первых, суммы, которые они затребовали, могли бы быть платой за дополнительную работу, дополнительные услуги, а ничего этого нет. Уже здесь при внимательном прочтении норм действующего законодательства нетрудно увидеть допускающиеся нарушения. А во-вторых (и это самое главное!), с чего это связисты решили, будто школа не является правопреемником функций ликвидированной централизованной бухгалтерии? Образовательные учреждения и до февраля были самостоятельными юридическими лицами и, заключая с той самой бухгалтерией договора о централизованном обслуживании, передоверяли ей расчеты за телефон. Если школы не являются правопреемниками договорных отношений между бывшей централизованной бухгалтерией, то почему же связисты считают их правопреемниками долгов этой бухгалтерии?! Недавно все школьные и детсадовские директора получили официальные уведомления о том, что в случае непогашения долгов в ближайшие дни вновь произойдет отключение.
До сих пор, говорит Медвецкая, около 30 процентов курских школ (в том числе очень крупные в северо-западном микрорайоне) вообще лишены связи, а в других действует один номер вместо бывших двух, трех, даже четырех. Случается травма у ребенка – «скорую» вызвать невозможно без мороки! Не лишены почвы, считает Светлана Геннадьевна, вспыхнувшие разговоры о том, что некоторые телефонные номера, ранее принадлежавшие школам, связисты передают другим абонентам. За выделение нового номера платить нужно будет уже даже не 8 с хвостиком, а что-то около 18 тысяч. А уже и без того только на перезаключение договоров по минимально необходимому числу номеров потребовалось около полумиллиона рублей из бюджета…
Что, интересно, депутату на все это ответят прокуратура и «антимонопольщики»?..