28.09.2004 00:40
    Поделиться

    Обозреватель Юрий Богомолов подводит итоги вручения телевизионной премии "ТЭФИ-2004"

    Борьба за бронзовые "орфеи", как и всякий конкурс, - род спорта. Финишная ленточка разорвана, можно подводить итоги чемпионата России по телевидению. Его своеобразие на сей раз состояло в том, что те, кто были сняты с дистанции, оказались победителями. И иные из них именно в силу того обстоятельства, что были сняты с дистанции.

    Шутки шутками...

    Этим летом было закрыто окно, чтобы не слушать шума городского. И стало душно, что все почувствовали и осознали по ходу бесланской трагедии. На профессиональном празднике работников ТВ глубоко за полночь окно приоткрыли.

    ...В шутках со сцены доминировала погребальная ирония. Победители из числа закрытых программ, получая своих "орфеев", благодарили либо за то, что о них, как о покойниках, предпочли сказать хорошо, либо за цветочки на свою могилку.

    В самом деле, трудно было избавиться от впечатления, что награды "Красной стреле", "Свободе слова", репортажам из "Намедней" при всех очевидных их достоинствах выглядели некоей моральной компенсацией за тот материальный урон, что понесли в прошедшем сезоне сами передачи и их создатели. Да и спецприз Леониду Парфенову, одному из самых мастеровитых и талантливых телевизионщиков, телевизионщику милостью божьей, выглядел милостыней академиков. Что по большому счету, конечно же, должно быть несколько обидно. По маленькому - приятно и радостно.

    Для самих академиков их явные предпочтения, выраженные тайно, были актами гражданского мужества.

    Ситуацию подогрело растиражированное накануне в прессе письмо Эдуарда Сагалаева, подписанное тремя десятками академиков. В нем шла речь о выражении несогласия с закрытием ряда программ, поскольку оно ведет к "ограничению права граждан на информацию" и к "ущемлению свободы слова". Подписавшие исходили из того, что надежды на способность коллег выразить эту мысль посредством тайного голосования, нет. Потому необходимо голосование открытое.

    Сагалаев не набрал большинства, но его послание приобрело характер морального давления на академический электорат в момент его выбора.

    У президента телеакадемии Владимира Познера был другой план выражения протеста. Он его и реализовал, вручив спецорфея Парфенову.

    Испорченный праздник

    Сама церемония смотрелась на телеэкране тоскливо, несмотря на электронное голосование в режиме on line. Азарта зрелищу оно не прибавило. Цифры на табло довольно быстро замирали, а музыка продолжала играть так невесело, так назойливо... А зрители и номинанты в зале томились, потом вяло аплодировали. А телезрители зевали и постепенно отходили от экрана ко сну, благо все это происходило глубокой ночью.

    Публика просыпалась, только когда в победители прорывались побежденные. Тогда можно было наблюдать что-то вроде детской радости на празднике непослушания.

    Политика, как это все чаще случается в последние годы, испортила профессиональный праздник. Она, во-первых, всюду сует свой нос. Во-вторых, многие за нее прячутся, а наиболее прыткие посредством ее набивают себе цену.

    Сейчас в нашем прокате идет тупая агитка американского документалиста Мура, которая весной этого года исказила результаты престижного Каннского кинофестиваля.

    Это, похоже, общемировой тренд: заигрывать с политикой, играть по ее правилам, делать ей уступки и демонстрировать ей кукиши в кармане. Она, в свою очередь, становится неотъемлемой частью шоу-бизнеса, да и просто трансформируется в шоу-политику.

    Профессиональны ли профессионалы?

    Ладно, будем считать, что при всех оговорках телеакадемики сдали экзамены по гражданской самообороне и корпоративной солидарности, по крайней мере, на эмоциональном уровне, но не во всем они оказались на уровне профессиональной зрелости.

    Каждый из них по отдельности не дает повода усомниться в его деловой компетентности. А все вместе...

    Как так могло получиться, что передача "24 с Ольгой Романовой" удостоилась награды в номинации "Информационно-аналитическая программа", а сама Ольга Романова первенствовала как лучшая ведущая информационной программы? Между тем действительно лучшие информационщики минувшего сезона - пара ведущих из "Страны и мира" Асет Вацуева с Алексеем Пивоваровым, как и сама информационная программа, тоже на мой взгляд лучшая, даже в финал не пробились.

    Владимир Познер удостоился статуэтки как лучший интервьюер за "Времена", тогда как, по идее, должен был бы побороться за победу на дистанции "Ведущий информационно-аналитической программы", которой, впрочем, почему-то в этом году не было. Да к тому же он подыграл себе, организовав перед самым голосованием телемост с Лари Кингом.

    Невозможно понять, почему люди, считающие себя профессионалами в телевизионном ремесле, не заметили замечательной по классу, по искусству именно в области телевизионной документалистики "Советской империи". Тем более что фигурировавшая среди финалистов работа Елизаветы Листовой "Родина-мать" - просто шедевр.

    Зато легко понять, почему академики в номинации "Программа об истории (цикловая)" отличили Эдварда Радзинского с его "Загадкой императора" и проигнорировали Николая Сванидзе с его "Историческими хрониками". Из-за харизмы и склонности к беллетристике первого. Понять это можно, а согласиться с этим трудно.

    Общекомандный зачет

    Множить недоумения можно и дальше. Скажу о том, что всегда составляет определенный интерес для соревнующихся телевизионщиков и их болельщиков. Кто же победил в общекомандном зачете?

    "Первый" лидировал по количеству финалистов - 38 против 19 от "России" и 17 от "Культуры". А победителем оказался телеканал "Культура" (10 статуэток), на втором месте "Россия" (8). А "Первый" - всего лишь третий (7).

    Притом что "Первый" в каких-то номинациях засудили ("Эфирный промоушн канала"), все справедливо. Во-первых, потому в других номинациях "Первому" кое-что присудили. Во-вторых, "Культура" и должна быть лидером в борьбе за "ТЭФИ". А игры в рейтинг, где гордая и заносчивая единичка вне конкуренции, это совсем другое соревнование. К тому же "Первый" - это уже не вполне СМИ. Из средства массовой информации он успешно перепрофилировался в средство массового развлечения.

    Что же касается гражданского мужества творческого человека, то его церемониальные проявления недорого стоят. Много труднее оно дается в самом творчестве. Уж если нужен его пример, то вот он - идущий в эфире "России" сериал "Штрафбат" (режиссер Николай Досталь и сценарист Эдуард Володарский). Его стоит особо оценить, приняв во внимание ставшую модной продукцию, создаваемую на "Первом", - "ЦРУ против СССР. Приказано уничтожить". Вполне советская агитка в духе холодной войны. Господин Пиманов, патронирующий такого рода создания, видимо, не навоевался.

    Впрочем, это уже информация для размышления телеакадемиков о возможных триумфаторах "ТЭФИ-2005".

    Поделиться