29.09.2004 00:00
    Поделиться

    Образовательный и трудовой рынки живут сами по себе

    Потребности в парикмахерах нет, нужны сварщики

    Особенность нынешней ярмарки вакансий – в своеобразном «фильтре», который организаторы установили для потенциальных работодателей: предлагаемая зарплата должна быть не меньше двух с половиной тысяч рублей. Еще одно ноу-хау – участие республиканского Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства. Строители хотят поискать среди безработных способных управлять товариществами собственников жилья. Предполагается, что соискателей на одиннадцать тысяч вакансий, более тысячи из которых предложит республиканская молодежная биржа труда, будет не менее шести тысяч человек. Четверть из этого числа – молодежь.

    История ярмарок вакансий в Татарстане идет с 1996 года. Тогда службы занятости провели всего шестнадцать подобных мероприятий в трех городах, и посетили их немногим более четырнадцати тысяч человек (в прошлом году на 196 ярмарках побывали уже 113 тысяч безработных).

    Сегодня каждый третий безработный – гражданин в возрасте от 16 до 29 лет. С начала года в органы службы занятости обратились почти шестьдесят тысяч молодых людей. А трудоустраивают, по статистике, лишь каждого десятого.

    – Вины службы в этом нет, – заявил накануне ярмарки заместитель министра труда и занятости республики Николай Волков. – Виновато в этом скорее государство, которое совершенно не занимается вопросами регулирования образовательного рынка.

    Действительно, образовательный и трудовой рынки уже давно живут сами по себе. Глобальными прогнозами – какие специалисты и в каких количествах потребуются республике через год, два, пять или десять лет – никто не занимается. Хотя предприятия постоянно информируют Минтруда о своих насущных потребностях. Тем не менее, татарстанские техникумы и училища продолжают регулярно выпускать специалистов, которые сразу после диплома либо пополняют ряды безработных, либо начинают переучиваться. Так, по данным Министерства труда и занятости, предложение по специальностям «парикмахер», «оператор ЭВМ», «портной», «кондитер» порой в пятнадцать раз превышает реальный спрос. Ежегодно училища и профессиональные лицеи выпускают более пятисот бухгалтеров, тогда как работодатели в кадрах такого уровня потребности вообще не испытывают. В то же время, дефицит в высококвалифицированных сварщиках, фрезеровщиках, строителях стал хроническим – «недопоставка» подобных специалистов исчисляется тысячами. Ситуацию не спасает и принятая в республике программа молодежной практики: в прошлом году на предприятиях региона ее прошли почти пятьсот юношей и девушек, и только каждый пятый в конце концов был трудоустроен.

    Отчасти решению проблемы способствует программа профессионального переобучения. С начала года заново сели за парты пять тысяч безработных, более половины из них – вчерашние выпускники училищ и техникумов. Однако чего это стоит республиканскому бюджету, затраты которого на образовательную сферу исчисляются сотнями миллионов рублей, – отдельная тема.

    – Увы, мы должны констатировать, что нынешняя молодежь совершенно не приспособлена к сегодняшним реалиям, – считает замминистра. – О будущей специальности многие начинают думать всего за несколько месяцев до выпуска. Вопросом – где именно они смогут применить полученные профессиональные навыки – задаются далеко не все. На изменение конъюнктуры трудового рынка реагировать молодые люди не умеют, в результате смена профессии становится чуть ли не личной трагедией.

    Самое печальное, что простая ликвидация учебных заведений только усугубляет ситуацию: некоторые районы Татарстана имеют лишь по одному техникуму или училищу. Закрывая специальность, Минтруда просто обрекает сельскую молодежь на то, что после школы она вообще останется без профессионального образования.

    Поделиться