Согласно рассказу Вихайяба, Хусейн не сомневался, что израильтяне смогли разбомбить иракский ядерный реактор только благодаря помощи предателей. "Он просто взбесился от гнева, - вспоминает Вихайяб, - позвонил мне и приказал прислать к нему тех, кто отвечал за охрану реактора. Одного за другим мы отправляли их к нему в военных вертолетах. Ни один из них не вернулся. На глазах своих телохранителей Саддам поднимал пистолет, произносил единственное слово - "предатель" - и стрелял в упор".
К Израилю Саддам испытывал "смешанные чувства". Он ненавидел еврейское государство и одновременно трепетал перед ним. Даже атакуя Израиль ракетами во время "войны в Заливе", он через Маруана Аль-Касема, главу канцелярии покойного иорданского короля Хусейна, пытался успокоить тогдашнего премьер-министра Израиля Ицхака Шамира, уверяя того, что он "даже не замышляет выпускать химические ракеты".
Саддам очень боялся, что его отравят. Поэтому были приняты особые правила работы с посланиями глав государств и другой официальной корреспонденцией. Конверт вскрывали, письма фотокопировали, а оригинал сжигали. Всех, кто встречался с Саддамом, тщательно обыскивали. Исключение было сделано только для пятерых - сыновей диктатора Удая и Кусая, его зятя Хусейна Камаля (мужа старшей дочери Раджад, позже убитого Удаем), заместителя председателя Иззат Ибрагима и вице-президента Таха Ясин Рамадана. Весьма примечательно, что даже родных братьев Саддама проверяли всякий раз, когда они приезжали во дворец.
Личным дегустатором диктатора был христианин Камаль Джанахо, отец которого занимал пост главного дворцового повара. За 40 минут до того, как Саддам принимался трапезничать, Джанахо обязан был отведать все блюда. Расчет Саддама был прост - отец никогда не отравит своего сына.
О женщинах Саддама Вихайяб рассказывает подробно. Оказывается, иракскому диктатору нравились блондинки, поэтому его первая жена Садиджа красила свои волосы в светлые тона. Саддам любил уверенных в себе женщин, полных, не слишком молодых и обязательно разговорчивых. Владыка Ирака предпочитал замужних, чтобы уменьшить риск венерических заболеваний. В коллекционировании сожительниц ему помогала Маналь Аль-Алуси, председатель Объединения женских организаций Ирака. Специально для Саддама устраивались "смотрины". Понравившихся диктатору женщин тщательно проверяли врачи. С избранницами Саддам был весьма щедр. По словам Вихайяба, именно ему диктатор поручал передавать любовницам тысячи долларов, золото и драгоценные камни. Многим своим любовницам - или наложницам? - Саддам дарил дома и дорогие машины.
Вихайяб знал всех четверых двойников Саддама. Один был учителем, другой врачом, а еще двое - из Тикрита, родного города Саддама. Все они прошли через руки Али Башара, личного пластического хирурга иракского тирана, который "довел" их лица до точных копий тирана. С двойниками работали специальные инструкторы, ставившие им походку, мимику и жесты. Всякого, кто хотя бы попытался наладить контакт с двойниками, непременно бы расстреляли, обвинив в создании угрозы государству.
Али Вихайяб до сих пор не может взять в толк, почему диктатор разочаровался в нем. Он видит здесь козни Удая... Так или иначе, Вихайябу пришлось пережить три покушения. После этого он решил бежать со всей семьей в Иорданию. Побег удался, но в Иордании он не чувствовал себя спокойно. С немалыми трудностями ему удалось перебраться в Лондон, и здесь он совершил страшную глупость. Однажды выступил на пресс-конференции и "рассказал всю правду о Саддаме". И хотя он выступал под вымышленным именем, с приклеенными усами и бородой, его узнали. После этого жизнь Али Вихайяба превратилась в кошмар.
Оставшиеся в Ираке его мать и две сестры были брошены в тюрьму. В результате пыток они лишились рассудка. В сущий ад превратилась жизнь родителей его жены. Даже сейчас, когда власть Хусейна в Ираке свергнута, засевшие в Англии бывшие саддамовские клевреты не оставляют Вихайяба в покое. Из страха за свою жизнь и жизнь детей от него ушла жена. Он страдает гипертонией и диабетом. "Вернуться в Ирак я не могу, - горестно рассуждает Вихайяб, - сторонники Саддама немедленно уничтожат меня за то, что я высказывался против него, а новое руководство не примет меня из-за того, что я столько лет служил дьяволу".
Чего же добивается Али Вихайяб? Трудно поверить, но он мечтает жить в Израиле. И за это "готов пожертвовать музею памяти еврейской общины Ирака в Ор-Йегуде все сувениры и подарки из дворцов Саддама".
Воистину пути человеческие неисповедимы. Впрочем, как и желания.
Когда верстался номер
Вчера вечером в Ираке были освобождены итальянки Симона Пари и Симона Торретта, которые находились в заложницах с 7 сентября. Это подтвердил на экстренной пресс-конференции глава правительства Италии Сильвио Берлускони.