30.09.2004 02:00
    Поделиться

    Дальний Восток: Центральные СМИ неактуальны

    Корреспонденты «РГ» заглянули в почтовые ящики

       Магадан

    - Вес почтовой службы в целом резко снизился, - сообщил пенсионер Анатолий Ильин, бывший авиатор с почти 50-летним стажем. - Помню, на самолете Ан-28 мы возили из Москвы матрицы некоторых центральных газет в Свердловск и Новосибирск, где они также печатались. Выйти должны были день в день с московскими выпусками. И попробуй нарушить график - тут же с работы вылетит любой авианачальник! Поэтому мы летали практически в любую погоду. Если почты и других газет было слишком много, могли даже не брать в рейс пассажиров… А теперь - в Магадан письма и газеты идут неделями…

    Пару лет назад вся Колыма чуть ли не на месяц осталась без почты и печатной прессы. Под валом народного негодования делом пришлось заниматься областным властям и самому губернатору. Оказалось, что не поладили два ведомства: авиационное и почтовое. Второе задолжало первому за аренду склада, где скапливались письма, посылки и центральные газеты. Последовал отказ в отправке.

    Самолет из Москвы в Магадан летит восемь часов, письма же идут неделю и более. Как и газеты. К примеру, центральную газету покупаю в киоске на третий день, а то и через неделю после ее выхода в свет.

    - Груз нам доставляют авиаторы, - рассказала начальник Магаданского главпочтамта Светлана Уляшева, - летают они не ежедневно, особенно зимой. Да и предпочитают зачастую перевозить более выгодные коммерческие грузы. В период же возвращения колымских отпускников с материка, когда пассажирские самолеты в Магадан заполнены людьми до отказа, бывает, что почта, пресса и посылки не один день ждут своей очереди...

    Любопытно, что по сравнению с прошлым годом объем подписки на периодику не уменьшился: в среднем каждый из 178 жителей области получает почти по газете «на душу». Но это - за счет местных изданий. А вот спрос на центральные издания медленно, но неуклонно падает (кроме, пожалуй, «Российской газеты», в которой печатают законы Российской Федерации, необходимые для разного рода чиновников, бизнесменов и юристов). Не последнюю роль в этом играет и то, что общероссийские новости недельной давности народ успевает посмотреть по центральным телеканалам.

    Про глубинку Колымы говорить в этой связи вообще грустно. Почтовые отправления и газеты развозятся по поселкам по трассе, за 700-1000 километров от Магадана. Тут один бензин обходится в целое состояние, так что пресса зачастую приходит в села на попутках и разом вся за неделю-другую…

       Якутск

    Верхнеколымский район отделяют от столицы республики больше тысячи километров. Из-за плохой погоды, весенней и осенней распутицы, паводка рейсовые самолеты летают нерегулярно. Жители района относятся к этому с пониманием и на задержку почты не жалуются. Но вот уже второй месяц газеты, журналы, письма, посылки, бандероли и другую корреспонденцию адресатам практически не доставляют. Самолеты летают, но почту не возят.

    Начальник Зырянского почтамта Ирина Шмелева так объяснила положение дел: «Действительно, сейчас возникла очень сложная ситуация с доставкой почтовых отправлений. Почтовая служба задолжала большие суммы местным авиалиниям за перевозку почтовых отправлений. По этой причине авиаторы отказываются ее осуществлять. Можно понять почтовиков: у них реформа, на местах идут большие сокращения. Около 60 почтовых отделений республики находятся в подобном положении.

    В Верхнеколымском районе планируют закрыть отделения связи в селах Нелемное и Усун-Кюель по причине их нерентабельности. До недавнего времени мы получали почту более или менее регулярно и находились, можно сказать, в привилегированном положении. Надеемся на скорейшую оплату долгов авиаторам нашим вышестоящим предприятием и возобновление авиаперевозок».

       Петропавловск-Камчатский

    Лет 10-15 тому назад во многих домах областного центра можно было увидеть почтовые ящики с внушительными навесными замками. Не были редкостью и самодельные ящики, открыть которые воришкам было не так просто. Тогда камчатцы выписывали по нескольку центральных газет и журналов, поэтому и берегли так почтовые ящики.

    - Тяжелые сумки были, особенно когда журналы разносили, по пять-шесть в один подъезд, а каждый почтальон обслуживает несколько кварталов. Вот и посчитайте, сколько нужно было прессы доставить. А сейчас журналы редкость, - считает Вера Горсенко, работающая почтальоном в микрорайоне уже 18 лет. - Да и центральные газеты не всем по средствам выписывать.

    Врач городской поликлиники Яков Сергиенко выписывает несколько медицинских изданий, а получает их на почте, где арендует почтовый ящик. Стоимость аренды невелика, зато есть гарантия, что журналы и газеты не пропадут, да и услуги почтальона по доставке оплачивать не нужно. А новости он узнает по телевизору.

    Почтальонские сумки сейчас не пустуют - многие работники разносят местные бесплатные газеты с объявлениями и рекламные листки. За последние несколько лет число подобных изданий выросло в несколько раз.

    - Подписной бум прошел, с этим не поспоришь. Но вряд ли стоит сравнивать нынешний объем подписки, например, с 1995 годом. Сейчас другое время, другие экономические условия, - считает заместитель руководителя управления федеральной почтовой связи по Камчатской области Любовь Лисиченко. - Подписной прогресс наблюдается только среди предприятий и организаций области. Они выбирают те издания, в которых есть не только информация о последних событиях, но и аналитические статьи, публикуются законы и правительственные постановления.

       Комментарий

    Сергей Лебедев, член правления краевого союза журналистов:

    - К сожалению, цены на издания быстро растут, причем за счет доставки. К примеру, в Хабаровске за доставку на север УФПС берет 594 рубля! Дорожает топливо, энергия, материалы и так далее. Но газета - не предмет роскоши. Доступность информации для всех - это тоже фактор единства страны, за что боремся в последнее время.Скоро из-за высоких цен в глубинке люди не будут знать названий партий, имя президента забудут, да и русский алфавит тоже. Федеральные (или как говорят по старинке центральные) издания не попадают даже в библиотеки, я не говорю о семьях. В этой ситуации редакции вынуждены создавать альтернативные системы распространения. А может быть, все же стоит почтовикам и редакциям края сесть за стол переговоров, согласовать цены на разумном уровне? Чтобы и газеты были, и у почтальонов была работа. 

    Поделиться