- Михаил Ефимович, как вам видится проведение Года России в Беларуси в 2005 году?
- Сотрудничество с Беларусью - приоритетное направление нашей деятельности. Отношения с нашими белорусскими коллегами в области культуры не прерывались с распадом Советского Союза. Я пришел работать в Министерство культуры в 1993 году и уже тогда, несмотря на все сложности - политические и финансовые, прежде всего мы сохраняли тот возможный объем отношений с белорусскими коллегами, который позволял достойно представлять белорусскую культуру в России и российскую - в Беларуси. В Беларуси всегда очень внимательно относились ко всему, что связано с российской культурой, тем более что двуязычие в республике позволяло в высшей степени просто решать многие проблемы, которые существуют в других постсоветских странах. Мне кажется, такие крупные культурные инициативы, как фестиваль "Славянский базар в Витебске", во многом предопределили позитивные процессы в наших отношениях. Сегодня, когда мы говорим об отношениях России и Беларуси в области культуры, то яснее ясного, что само понятие "Год культуры России в Беларуси" или наоборот - "Год Беларуси в России" - скорее, некий символ, поскольку все минувшие годы культурные связи между нашими государствами никогда не прерывались. Постоянные гастроли в Беларуси российских эстрадных и филармонических артистов, равно как и постоянные выступления лучших белорусских коллективов на русской сцене, прежде всего в сфере музыкального искусства, свидетельствует: эти связи продолжаются и укрепляются.
- Тогда объясните, пожалуйста, что, на ваш взгляд, заключено, в самой идее проведения "Годов" соответственно в России и Беларуси, что они дают нашим отношениям, народам?
- Проведение таких "Годов" позволяет осуществить то, что очень трудно реализовать в повседневной жизни и особенно на коммерческой основе. Скажем, очень трудно открыть выставку шедевров Национального Белорусского музея в Третьяковской галерее без серьезной поддержки государства. Невозможно представить гастроли МХТа или Большого театра в Беларуси без аккумулирования государством серьезных финансовых ресурсов для организации подобных акций. Вот для того, чтобы представить наивысшие образцы искусства России в Беларуси и высшие образцы искусства Беларуси в России, необходимы такие "Годы культуры". Во время таких временных отрезков мы и проводим значительные мероприятия. И это при том, что Россия регулярно присутствует на белорусских кинофестивалях (например, в "Листопадах"), а Беларусь участвует в российских кинофестивалях: так, буквально несколько дней назад закончилась Неделя белорусского кино в Новосибирске, которая проходила в рамках Года Беларуси в России. Проведение подобных крупных культурных акций возможно только в рамках "Годов".
На последнем "Славянском базаре в Витебске" мы с министром культуры Беларуси Леонидом Гуляко подписали протокол о проведении в Республике Беларусь Года культуры России. Он откроется в Минске 20 апреля 2005 года. Мы постараемся сделать так, чтобы белорусская публика познакомилась с наилучшими достижениями современной российской культуры. Предполагается, что Россия выступит командой в 360 человек. Это позволит представить нам и драматическое, и балетное искусство, и симфоническую, и поп-музыку... В планах Года России в Беларуси около 200 мероприятий, которые будут посвящены 60-летию Победы над фашизмом.
- Какова программа Года культуры России в Беларуси?
- В первую очередь я бы назвал выставку шедевров Третьяковки "Антология русской живописи". Конечно же, в рамках Года пройдут гастроли артистов Большого театра и Мариинки. Предполагается в Национальном академическом Большом театре балета Республики Беларусь показать традиционный концерт выпускников Московской государственной академии хореографии, выступления Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского (художественный руководитель и главный дирижер Владимир Федосеев), камерного оркестра "Солисты Москвы" (дирижер и солист Юрий Башмет), Квартета имени Глинки, Государственного академического русского хора имени А.В. Свешникова. В планах также гастроли ведущих драматических коллективов России включая театр "Мастерская П. Фоменко", выставку "Космос России"... Как видите, мы представим то, что пользуется повышенным спросом за рубежом, и одновременно постараемся сделать так, чтобы посещение этих мероприятий было доступно по ценам для наших белорусских друзей.
- Прошедшим летом вы побывали на фестивале "Славянский базар в Витебске". Будет ли использован опыт этого фестиваля во время Года России в Беларуси?
- Для тех, кто приезжает на "Славянский базар" не первый год, ясно, что фестиваль обустраивается, становится удобней для всех гостей, да и программа фестиваля становится разнообразней и интересней. Витебск вообще уникальное место. Там так счастливо все сложилось - и ландшафт, и географическое положение на стыке трех славянских государств. В здешних местах представлены и русская культура, и белорусская, и еврейская, и польская... Здесь славянский мир переливается всеми своими гранями с вкраплениями культуры других народов. То, что фестиваль продержался все эти годы и Витебск сохранил его как свою визитную карточку, то, что белорусская земля сделала это событие праздником для всех славянских и не только славянских народов праздником, - очень важно. У фестиваля в Витебске хорошая история и наверняка еще более хорошее будущее. Для меня лично "Славянский базар" - событие в высшей степени существенное, поскольку я был одним из тех, кто стоял у его истоков.
Я помню перипетии 1993 и последующих за ним двух годов, когда все было не столь радужно, как сегодня. На глазах фестиваль трансформировался из коммерческой затеи в культурное дело. Начиналось это как бизнес-проект, а сегодня мы имеем дело с очень серьезным культурным событием. Надо отдать должное белорусским коллегам: если бы не Министерство культуры Беларуси, не Президент Республики Беларусь, не представители культуры Витебска, этого фестиваля не было бы. Были моменты, когда казалось, что "Славянского базара" не станет - мы очень остро это переживали. Сегодня "Славянский базар в Витебске" - очень важное явление на постсоветском, центральноевропейском пространстве, которое притягивает к себе внимание многих стран и исполнителей. Повторять Витебск не нужно - этот фестиваль надо развивать, эффективно и интенсивно. Думаю, он может стать крупнейшим фестивалем славянских культур в Восточной и Центральной Европе.
- В программе "Славянского базара в Витебске" лишь одно-два мероприятия посвящены литературе. Примут ли участие в рамках Года России в Беларуси российские писатели?
- Это особая тема. Некоторое время назад мы совещались с представителями белорусской литературной общественности и признали в этой области определенный пробел. Налицо факт: существует потребность в стимулировании художественных переводов с белорусского языка на русский и русского на белорусский. Сегодня книжный рынок- и русский, и белорусский - открыт, проблем в приобретении книг нет. Другое дело, несколько ослабли литературные связи. Это верно. И здесь речь должна идти о необходимости поддержки писателей со стороны государства и, конечно, о деятельности в этом направлении общественных организаций. Главное, все связи в области литературы сегодня находятся в руках издательств. Важно соединить писателей и издателей России и Беларуси вместе. Это было бы очень важно!
- С кем у вас лично в первую очередь ассоциируется белорусская культура?
- Если говорить о каких-то личных ощущениях, то я был дружен с очень близкими людьми, представляющими белорусскую культуру. Это выдающийся белорусский комедиограф Андрей Макаенок, меня связывали теплые отношения с Николаем Еременко-старшим и его семьей. Белорусская же культура для меня в первую очередь ассоциируется с Янкой Купалой. Это был величайший, гениальный писатель, поэт, человек, оказавший огромное влияние на культуру Беларуси, и не только на белорусскую культуру. Особая тема - мои театральные друзья из Беларуси: мой близкий товарищ, дружбой с которым я очень дорожу, Алексей Дударев, главный режиссер Театра имени Янки Купалы Валерий Раевский...