Имя Колчака убрали не только из истории (партийной истории), не только из науки (партийной науки), но и с географической карты (видимо, надо сказать: с партийной географической карты) - в 1937 году остров Колчака был переименован в остров Расторгуева. При этом возникла топонимическая несуразица, ибо неподалеку, в Пясинском заливе, уже есть остров Расторгуева.
В новой России имена Колчака и многих других по-настоящему великих русских людей вернулись в наши дома.
В Санкт-Петербурге в здании Морского корпуса в 2002 году была открыта памятная мемориальная доска с надписью: "Морской корпус в 1894 году окончил адмирал Колчак Александр Васильевич, выдающийся российский полярный исследователь, флотоводец, военачальник. 1874-1920". Автор настоящей статьи надеется заново перевести и переиздать книгу Э.В.Толля, изданную в Германии в 1928 году. Разрешений ныне не требуется - были бы деньги. А остров? Как вернуть ему утерянное имя? Формально нужно следующее: официальное обращение в Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография), согласие жителей острова (их нет), согласие жителей Диксонского района, на территории которого находится остров, и согласие жителей субъекта Российской Федерации - Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. И опять-таки деньги, ибо в карты вносятся исправления.
Главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.И.Куроедов - кому как не ему оценить подвиги и славу Колчака - обратился в Думу Таймыра с предложением вернуть острову прежнее имя. Таймырский автономный округ поддержал адмирала, Диксонский район тоже поддержал. "Кто будет платить за переделку карт?" - спрашивает Роскартография. "ВМФ", - отвечает Куроедов.
Итак, все формальности соблюдены, деньги есть. Зачем же дело стало и почему оно стоит без малого два года?
По существу вопроса в обществе нет полемики или почти нет. Долго можно перечислять учреждения, которые хотят вернуть острову старое имя, а список тех, кто "против", совсем короток. Но, по-видимому, к последним относится и сама топонимическая Фемида - Федеральное агентство геодезии и картографии, которое постановлением Правительства РФ уполномочено проводить экспертизу наименований географических объектов.
В материалах, подготовленных Роскартографией к 14-му заседанию Межведомственной комиссии по географическим названиям (оно должно было состояться 18 марта нынешнего года, но было отменено в связи с реорганизацией правительства), есть всего два серьезных аргумента "против". Первый - мнение Института военной истории минобороны: "...предложение о переименовании острова целесообразно рассмотреть повторно после принятия юридического решения о реабилитации А.В.Колчака".
Итак, военные историки переводят вопрос в политическую плоскость. Это обязательно или "дело вкуса"?
В материалах Роскартографии приводится письмо Военной коллегии Верховного Суда РФ, где последний абзац гласит: "Учитывая, что при определении позиции по предложению о переименовании острова Расторгуева в остров Колчака одного юридического аспекта недостаточно: Военная коллегия Верховного Суда РФ не считает возможным ее обосновать".
Как видим, позиция высшей судебной власти не определена: нет "за" и нет "против". Эта цитата подрывает юридическую обязательность вывода Института военной истории.
Да и скажите на милость, почему вопрос о переименовании острова должен рассматриваться в политической плоскости? Инициаторы возвращения острову старого названия, В.И.Куроедов и другие, наоборот, хотят уйти от политики. Не достаточно ли нам всех этих бесконечных обвинений друг друга и стирания отечественной истории по партийным и политическим мотивам?
Теперь об аргументе номер два, который, похоже, Роскартография считает козырным. Это письмо из Законодательного собрания Красноярского края, которое 17 сентября 2003 года также рассмотрело вопрос о возвращении острову его прежнего имени. На второй странице подборки материалов, разосланных членам Межведомственной комиссии, читаем: "...предложение о переименовании... не нашло поддержки большинства голосов депутатов".
Далеко, уже на 46-й странице тех же материалов, приводится само письмо Законодательного собрания Красноярского края: "за" проголосовало 18 депутатов, постановление... считается принятым при 22 голосах..." Жаль, что не описана вся картина голосования: 18 "за", 9 "против", 15 депутатов на заседание не пришли. Из присутствующих тех, кто поддержал предложение Куроедова, было в 2 раза больше, чем тех, кто не поддержал.
Разумеется, только специалистам Роскартографии решать, какие факты доводить до сведения членов Межведомственной комиссии, а какие нет. Существеннее другое. Вопрос о переименовании географического объекта на территории Таймырского автономного округа вообще не входит в компетенцию Красноярского края. Роскартография ссылается на постановление Правительства N554 от 20.05.1999, в котором говорится о названиях географических объектов, лежащих на территориях двух и более субъектов Российской Федерации. С одной стороны, тут именно этот случай. Но, с другой стороны, ряд статей Конституции РФ, Устава Таймыра и Устава Красноярского края, специальное постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 N12-П четко разграничивают полномочия этих двух равноправных субъектов Российской Федерации.
Проштудировав сравнительно небольшую законодательную базу, легко понять, что Таймыру не надо согласовывать с Красноярским краем вопрос о переименовании острова.
Как же быть тогда с постановлением Правительства РФ N554? Его не следует использовать, поскольку оно противоречит Конституции РФ. (В спорных вопросах работает статья 4 Основного Закона: "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации").
Год назад сотрудники Минобразования России попросили меня написать предисловие к симпатичному сборнику сочинений детей, присланных со всей России, "Бороться и искать, найти и не сдаваться". Знаменитые строки из "Двух капитанов" В.Каверина определили тему - о любимом романе. Но несколько детских повествований как бы ушли в сторону. Сочинение С.Матющенко из Воронежа называлось "Александр Колчак: возвращение истины".
Пятнадцатилетняя девочка, обстоятельный и эмоциональный рассказчик, осилила массу трудного материала, удивительным образом расширив свой жизненный кругозор. Вот последний абзац этого умного сочинения: "Сейчас в России нет ни единого памятника или хотя бы бюста знаменитому русскому ученому А.В.Колчаку. Но я теперь многое узнала и постараюсь рассказать об адмирале другим. Чтобы и другие узнали, чье имя носит крошечный островок в Карском море".
Мемориал Колчака в Морском корпусе открыли 17 апреля 2002 года. Возможно, Матющенко писала свое сочинение раньше или информация о событии не дошла до ее семьи. А вот по поводу острова девочка ошиблась. Крошечный остров в холодном Карском море не носит имя Колчака. Но уверен, что те ответственные товарищи, которые снова будут рассматривать вопрос о переименовании острова, учтут детский голос из Воронежа.
Досье "РГ" |
В 1900 году из Кронштадта на судне "Заря" ушла на восток русская полярная экспедиция. Ее начальник, выдающийся русский ученый Эдуард Васильевич Толль мечтал открыть новые острова и нанести на карту Землю Санникова. На судне, снаряженном Академией наук, вахтенным начальником, гидрологом и магнитологом состоял 26-летний лейтенант А.В. Колчак.
Наблюдения, сделанные Колчаком на "Заре", в дальнейшем стали основой для фундаментального труда молодого ученого "Лед Карского и Сибирского морей". Самым поразительным образом Колчак предвидел глобальную картину дрейфа льдов в Северном Ледовитом океане. Он предсказал, что кроме общего движения с востока на запад существует еще круговорот по часовой стрелке с центром около полюса относительной недоступности (точки, равноудаленной от северных пределов Земли). Блестящую гипотезу через полвека подтвердили траектории движения советских и американских дрейфующих станций.
В мае 1901 года, во время зимовки "Зари" на западном побережье Таймырского полуострова, Толль и Колчак за 41 день совершили 500-километровый маршрут на собачьих упряжках. Сдержанный Толль называл Колчака "лучшим офицером экспедиции". Одному из островов, открытых в Таймырском заливе Карского моря, по предложению Толля было присвоено имя Колчака.
В 1903 году А.В. Колчак организовал и возглавил дерзкий, опаснейший, неповторимый поход с целью спасти Э.В. Толля, который с тремя спутниками не вернулся из маршрута к острову Беннетта. Это предприятие поставило Колчака в один ряд с самыми выдающимися исследователями Арктики.
Военно-морская карьера Александра Васильевича Колчака известна куда более, чем его полярные достижения и подвиги. Она достигла своего пика летом 1916 года, когда Колчак - в мирное время и без протекции! - был досрочно произведен в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом. В 41 год он стал самым молодым комфлотом империи. Через пять лет по решению Иркутского военно-революционного комитета Колчак был расстрелян и память о нем на долгое время стерта.