01.10.2004 03:30
    Поделиться

    Реформу нужно объяснять

    Пять раз объяснишь - сам поймешь

    Рассказывают, что Гарун аль-Рашид, одевшись простолюдином, неузнанный, бродил по кривым запутанным улицам и изучал жизнь народа. Руководство исполнительной власти, взяв пример с проницательного восточного халифа, решило поставить себя на место широких трудящихся масс и попытаться разъяснить им смысл не то чтобы всех проводимых реформ, а хотя бы одной - замена льгот на денежные выплаты. А заодно и самим глубже понять ее контент и значение. Во всяком случае, фраза Александра Жукова - "Пять раз объясним - сами поймем" - точно войдет в анналы политической истории России.

    Можно по-разному относиться к работе разных кабинетов министров в последние 13 пореформенных лет и диаметрально противоположным образом оценивать результаты проведенных и проводимых преобразований, но очевидно одно - не то что пропагандистская, а просто разъяснительная работа всегда хромала на обе ноги.

    Понятно, что есть вещи, которые, по определению, объяснить невозможно, а можно только принять или не принять. Например, приватизацию, которую одни считают абсолютным злом и вопиющей несправедливостью, а другие - акцией, заложившей основы эффективной рыночной экономики. (Кстати, кампания по ваучерной приватизации, начавшаяся ровно 12 лет назад, возможно, за все эти годы была чуть ли не единственной адекватно организованной с пропагандистской точки зрения. Ну, может быть, этим критериям отвечала еще кампания ЦБ по разъяснению смысла деноминации.) А есть реформы или действия властей с долгосрочным эффектом, которые требуют мощной информационной поддержки и для того, чтобы сохранить положительный имидж государственных органов, и для того, чтобы народ понял, что происходит, какой из этого следует вывод и что вообще делать. Эти акции невозможно организовать по законам пиара, то есть, попросту говоря, методом "освоения" бюджета рекламной кампании, реализуемой чужими руками. Потому что бюджет рассосется, а эффект будет стремиться к нулю. Речь идет о разъяснительной работе в прямом смысле этого словосочетания, а не об экстравагантных "креативных" решениях по сильно завышенным ценам.

    Помнится, конкурс на подряд по пиару пенсионной реформы проводился дважды, побеждали в нем уважаемые компании с громким именем. И каков результат? Информированность населения о смысле, содержании и технических деталях крайне низкая. А о том, что такое накопительная пенсия, граждане могли узнать в лучшем случае на более или менее внятных сайтах негосударственных пенсионных фондов. Многие не перевели свои потенциальные накопления в НПФ только потому, что не получили ни "писем счастья" от государственного Пенсионного фонда, ни самой минимальной чисто технической информации. Начальство должно было не слезать с "голубого экрана" и бесконечно, повторяя одни и те же простые формулы, разъяснять, разъяснять, разъяснять. Хотя бы так, как это делалось в периоды кампаний по приватизации и деноминации. Ничего этого сделано не было. И теперь - в результате именно пропагандистских ошибок - сложилось общее мнение, что реформа провалилась.

    Реформа системы льгот гораздо более взрывоопасна, чем пенсионная, по основным позициям которой уже давно существовал политический и экспертный консенсус. Возможно, именно поэтому члены правительства спохватились и заговорили о необходимости информирования населения по любым вопросам, связанным с льготными выплатами. Попутно выяснилось, что этим самым "пиаром" вполне в состоянии заниматься сами государственные структуры - в рамках исполнения прямых служебных обязанностей. Никаких мудреных технологий здесь нет: правительство вспомнило о доступной форме "катехизиса" - изложении материала в вопросах и ответах. Проще сейчас вступить в диалог с льготниками и терпеливо разъяснять детали реформы, чем потом отвечать уже на гораздо более сложные проклятые русские "гамлетовские" вопросы: "Кто виноват?" и "Что делать?"...

    Отныне министры будут готовить вместо проклятых русских вопросов "простые народные вопросы" по реформе системы льгот к соответствующим еженедельным совещаниям. Минздравсоцразвития России уже рапортовал, что проведена селекция 90 процентов вопросов от льготных категорий граждан. Предполагается, что мининформсвязи и минздравсоцразвития создадут "горячие" телефонные линии в регионах для общения с льготниками. Идеи столь же простые и потенциально эффективные, сколь и естественные. А главное, не требующие затрат на специальное пиар-обеспечение и формирование под это дело бюджетов сверхъестественных размеров.

    Вполне очевидно, что такой порядок действий снизит социальные издержки реформы и сопутствующее ей психологическое напряжение. Если к людям подходить не как к объектам пиара, а как к потребителям государственных услуг, то меняется и сам способ налаживания контактов по линии государство - граждане, и отношение населения к реформам.

    В принципе если министры и дальше регулярно, используя бесхитростные технологии информационной помощи, будут продолжать ходить в народ, оставшиеся структурные и институциональные реформы дадутся меньшей кровью. И уже не придется сетовать на то, что они, мол, такие непопулярные. Не бывает непопулярных реформ. Бывает мало информации.

    В этом смысле характерная история произошла с реформой научной сферы. Концепция сокращения числа научных учреждений и повышения эффективности их работы, подготовленная профильным министерством, судя по всему, слишком рано попала в руки академиков, что спровоцировало колоссальный взрыв эмоций вплоть до требований отставки министра. Надо признать, что академическое сословие, когда речь идет о реформах, ничуть не в меньшей степени сопротивляется и требует объяснений, чем, например, те же льготники или будущие пенсионеры. И с ними тоже придется вести разъяснительную работу (при том, что мало кто сомневается в необходимости уже что-нибудь сделать с российской наукой, точнее, с той ее частью, которая достойна только того, чтобы быть отправленной в Музей советского периода российской истории). К тому же любые успешные пропагандистские мероприятия сильно снижают эффективность отраслевых лобби, естественным образом отстаивающих интересы цеха и иной раз не без успеха использующих в риторических боях слова: "развал", "грабительская реформа" и т.д. Это обстоятельство не следует упускать из виду реформаторам, замахивающимся на святых коров "добуржуазного" периода.

    ...Гарун аль-Рашид любил обращаться к подведомственному населению, особенно к привлекательным невольницам, в стихах. И благодаря этому неизменно пользовался у них большим успехом. Что лишний раз подчеркивает волшебную силу слова. Особенно - доброго, участливого и деликатно раскрывающего смысл намерений.

    Поделиться