Люди, помнящие или изучающие относительно недавнюю историю отечественной литературы, знают, что у целого явления, получившего в 60-е годы прошлого столетия название "молодежная проза", два отца-основателя - Василий Аксенов и Анатолий Гладилин, который опубликовал свою "Хронику времен Виктора Подгурского" еще до "Звездного билета" и "Коллег".
Да и впоследствии судьбы обоих писателей оказались в чем-то схожими. Оба были фактически вытолкнуты в эмиграцию: Аксенов - в США, Гладилин - во Францию, где и проживает уже четверть века. В последние годы близкие друзья сблизились и географически - после того как Аксенов перебрался во французский Биарриц.
Гладилин за годы парижской эмиграции написал несколько книг, не дошедших по понятным причинам до советского читателя, и его имя в то время оставалось в прямом и переносном смысле на слуху только благодаря работе в парижском отделении радио "Свобода", где под его началом "клеветали", среди прочих, такие именитые изгнанники, как Виктор Некрасов и Александр Галич.
Журналистика, часто жаловался Гладилин, отвлекает от писательского труда. Тем не менее он не бросает ни того, ни другого занятия. В российскую литературу Анатолий Тихонович вернулся изданием произведений, находившихся в СССР под запретом в 70-е и 80-е годы, а также последнего своего романа "Тень всадника", который был издан уже только в России.
В журналистике же имя Гладилина часто появляется на страницах печатной прессы, а на постоянной основе Анатолий Тихонович сотрудничает с "РГ". И именно в нашу редакцию он переслал свою последнюю рукопись под названием "Преступники, добро пожаловать во Францию", где, пожалуй, сошлись оба его пера - писателя и публициста. С разрешения автора мы начинаем публиковать в сокращенном варианте некоторые главы этой рукописи, которая еще ждет своего издателя.