Справедливости ради надо признать, что львиная доля долгов числится не за теми, кто еще летает, а за компаниями-банкротами, уже отлетавшимися. Что же можно сделать в этом случае? Кто заплатит за них?
Российские навигаторы считают, что долги авиакомпаний-банкротов можно получить. Тем более что у ГЦППВД есть основания утверждать, что в ряде случаев наши соседи преднамеренно банкротят авиакомпании с тем, чтобы уйти от ответственности. И эти проблемы следует обсуждать на заседании межправительственных комиссий по сотрудничеству. А вот с задолженностью авиакомпаний, по-прежнему выполняющих полеты над Россией, можно разобраться и на уровне авиационных властей государств. Можно, конечно, спросить, почему российская сторона не ведет переговоров непосредственно с авиакомпаниями-должниками, а предпочитает общаться на правительственном и ведомственном уровне. Но дело в том, что в свое время именно правительства как бы гарантировали нормальное сотрудничество, выбирая и даже назначая компании, которые и летали по оговоренным маршрутам.
Кстати, затянувшиеся переговоры шли, с Украиной и Казахстаном даже составлены графики погашения долгов, не отказывается от долга и Армения. Только Грузия почему-то не отзывается на запросы россиян. Как бы то ни было, но результата, на который рассчитывали российские навигаторы, нет. Поэтому и пошли они на этот крайний шаг.
Досье "РГ".
Армения. Полеты выполняют две авиакомпании: "Армавиа", "Гюмру Авиаугинер". Их задолженность за аэронавигационное обслуживание всего 6 тысяч долларов. Однако общая задолженность армянских авиакомпаний, прекративших полеты, - почти три миллиона долларов.
Грузия. К пяти компаниям, летающим над Россией: "Кавказские авиалинии", "Аирзена - Грузинские авиалинии", "Грузинские национальные авиалинии" ("Эр Бисек"), "Тбилавиамшени", "Сакавиасервис", нет претензий. А вот 16 других с 1994-го по 2001 год не заплатили более 3,6 миллиона долларов.
Казахстан. Размер долга за аэронавигационное обслуживание - около 5,5 миллиона долларов. При этом на авиакомпанию "Казахстан Ауе Жолы" приходится более трех миллионов.
Украина. Долг авиакомпаний "Днеправиа" и "Каби", выполняющих полеты в воздушном пространстве России, - около 252 долларов(!). Зато 37 украинских авиакомпаний, прекративших полеты, задолжали более 5 миллионов долларов. Из них 4,5 миллиона - "Авиалинии Украины".