В минтрансе корреспонденту "РГ" заявили, что с 1 октября все технологические контрольно-пропускные пункты аэропортов, не оборудованные техническими средствами досмотра, будут закрыты для использования. Также там сообщили, что пропуска всех сотрудников, не участвующих в технологических процессах обеспечения полетов служб, будут подвергнуты замене с предварительно проверкой.
Обеспечение авиационной безопасности также невозможно без внедрения новых технологий идентификации личности пассажиров, приборов для обнаружения взрывных устройств, а также технологий автоматизированного досмотра багажа и грузов. Также активно говорится на авиапредприятиях о необходимости использовать кинологические службы для обнаружения взрывчатых веществ. Некоторые руководители авиапредприятий и служб безопасности в приватных беседах всерьез говорят о возможности введения ограничений перемещения по стране "подозрительных лиц". Правда, и скепсис в речах авиаперевозчиков тоже присутствует. "К сожалению, у нас есть специалисты во всех областях, и наш же спецназ при необходимости может сломить защита любого даже самого строго охраняемого объекта. У террористов подготовка порой не хуже".
Однако официально мы можем лишь говорить о том, что меры, аналогичные тем, что принимаются в аэропортах, должны быть приняты и на других видах транспорта. В Ространснадзоре в этой связи заявили, что проект федерального закона о транспортной безопасности должен быть внесен в Госдуму в ноябре этого года. "Этот закон должен устанавливать общие для всех видов транспорта принципы формирования и функционирования системы транспортной безопасности, а также правила и процедуры обеспечения защиты транспорта от известных и прогнозируемых угроз. В законе должны быть однозначно изложены полномочия и ответственность всех участников системы обеспечения транспортной безопасности и методы координации их деятельности",- говорится в заявлении Ространснадзора.
В столичных аэропортах Домодедово, Шереметьево и Внуково вчера, в первый день работы служб безопасности по новым правилам, ситуация была спокойной.
Руководители столичных аэропортов выступили с обращением ко всем гражданам с просьбой отнестись с пониманием к тем требованиям, которые вступили в силу в соответствии с распоряжением Минтранса России "Об усилении мер безопасности". Также они рекомендует пассажирам приезжать по возможности заранее на регистрацию рейса во избежание недоразумений и создания очередей.
Безопасность в аэропортах представляет собой 3-уровневую систему. Первый уровень - это обеспечение безопасности на входах. В зале находятся сотрудники милиции и внутренней службы безопасности аэропорта (САБ). После терактов 24 августа количество сотрудников в этих местах было резко увеличено. В их обязанности входит элементарная проверка документов и наблюдение за поведением пассажиров.
Второй уровень системы называется "канал безопасности". Это рамка, инфраскоп и 4-5 сотрудников САБа и милиции. Пассажира просят снять обувь и верхнюю одежду, при необходимости могут попросить снять и свитер. Все это в отдельных лотках пропускают через инфраскоп, который проверяет вещи на наличие органических веществ (наркотиков, взрывчатых веществ). Все металлические предметы, а также мобильные телефоны, диктофоны, фото- и видеотехнику нужно сложить в лоток. На время этого осмотра пассажиру выдаются бахилы. Он проходит через рамку, которая определяет, не остались ли у досматриваемого металлические предметы. Если рамка "звенит", сотрудник милиции проверяет пассажира ручным металлоискателем конкретно в том месте, где показал прибор. Потом происходит тактильный досмотр человека.
Неделю назад в аэропорте Домодедово был установлен спектрометр "Ноноскан 400В". Этот прибор расположен после всех рамок и выполняет работу собак. Сотрудник САБа с помощью длинного пинцета протирает специальной салфеткой предмет, вызывающий подозрение, это может быть рука пассажира или ручка чемодана, например. Эту салфетку кладут в прибор. И в процессе сканирования ( он приблизительно занимает 6 секунд) определяется наличие мелких частиц органического вещества, определяется его тип. Всего такой прибор может различить до 40 видов веществ. В настоящее время в память спектроскопа введены образцы 5-6 наркотических и 5-6 взрывчатых веществ.
Третий уровень - беседа со специалистом - проходят не все пассажиры, а лишь те, чье поведение или речь вызывает подозрение. Эта проверка проводится в отдельном помещении сотрудниками САБа. Милиция принимает участие в этой процедуре, только если появляется необходимость в проведении допроса. Тогда же приглашаются и понятые. Причем подозрения, которые служат поводом для такой беседы, могут появиться и на начальном уровне проверки, при входе в аэропорт. Там находятся штатные психологи САБа в штатском. Они могут задать человеку простые вопросы и по реакции пассажира сделать вывод о необходимости дополнительной проверки.
Если пассажир благополучно прошел все три уровня - он отправляется на посадку. Вчера, в пятницу, для большинства аэропортов был тяжелый день. В последний рабочий день недели загрузка всегда выше, чем в другие будни. По словам сотрудников аэропорта, время досмотра одного пассажира увеличилось на 2 минуты.
Ситуация в регионах на сегодняшний день пока не совсем такая, как в Москве. Так, например, в аэропорт Кировск (Апатиты) телеграмма о введении новых правил предполетного досмотра пассажиров к 1 октября попросту еще не пришла. Как рассказал "РГ" директор аэропорта Апатиты Анатолий Басалаев, он "краем глаза" видел эту телеграмму в Архангельске, когда прибыл рейсом из Москвы. По словам директора аэропорта, после падения двух самолетов в августе в их аэропорте были введены повышенные меры безопасности.
- Служба безопасности проводит тщательный досмотр пассажиров и багажа у тех лиц, которые выглядят подозрительно, по мнению сотрудников службы безопасности, или по просьбе пассажиров, которым кто- то из людей в в аэропорте показался подозрительным.
В Апатитах еще не получили эту телеграмму и досматривают пока только подозрительных лиц, тех, кто не приглянулся службе безопасности или не понравился кому-то из пассажиров.
- Я сам на днях летел из Москвы, приехал в аэропорт за несколько минут до закрытия регистрации, - рассказал "РГ" Анатолий Басалаев. - Поэтому для ускорения процедуры прохождения предполетного досмотра я сам снял куртку и пиджак, который служба безопасности прогнала через аппарат для досмотра личных вещей. Так мне удалось максимально сократить время досмотра, потому что чуткие приборы настроены так, что порой сотрудники службы безопасности подолгу ищут металлические предметы в одежде, а в итоге оказывается, что это "звенит" фольга в пачке сигарет.