Кандидатская пятерка
Вчера жители Абхазии на 190 избирательных участках голосовали за нового лидера. В числе пяти претендентов уже упомянутый Рауль Хаджимба, генеральный директор государственной компании "Черноморэнерго" Сергей Багапш, экс-министр иностранных дел Сергей Шамба, бывший премьер Анри Джергения, лидер Народной партии Якуб Лакоба.
Однако, как показывали опросы, реальными шансами возглавить Абхазию в преддверии выборов обладали только первые двое. Причем Багапш несколько опережал Хаджимбу - соответственно 46 и 39 процентов.
Такой расклад несколько удивляет. Ведь верный своей позиции Хаджимба многое успел сделать на посту премьера для укрепления связей с популярной в автономии Россией.
Он заключил ряд договоров о поставках сельхозпродукции, русскоязычные абхазы получили или получают российские паспорта, гражданам России на территории Абхазии будут выплачиваться российские пенсии, возобновилось простаивавшее 11 лет пассажирское железнодорожное сообщение между Россией и Абхазией.
Багапш, которого считают абхазским Чубайсом, в свою очередь настроен превратить Абхазию в офшорную зону, что специалисты считают невыполнимым.
Поговаривают, что глава "Черноморэнерго" склонен проводить в республике "прогрузинский" курс. Но что это означает или будет означать на практике, пока неясно. Да и сам Багапш отрекается от "прогрузинского" ярлыка и намерен идти курсом на независимость Абхазии.
Впрочем, не будем забегать вперед. Предварительные итоги голосования Центральная избирательная комиссия обещала огласить в ночь на понедельник. Кстати, по данным ЦИК, граждане проявили заметную активность, и где-то к 18.00 московского времени к урнам пришли более 50 процентов избирателей. Что позволяет считать выборы состоявшимися.
Не обошлось и без небольшого скандала. Багапш и Джергения усмотрели в нынешнем голосовании серьезные нарушения. В частности, они предъявили претензии ЦИК за то, что та не располагает точными и полными списками избирателей.
Оба претендента высказали предположение, что дополнительные списки, которые здесь составляли в ходе голосования, вполне могли привести к появлению "двойников". А Джергения и вовсе возмутился тем, что его совсем не внесли в список избирателей в районе, где он проживает 19 лет.
Председатель ЦИК, однако, успокоил - дескать, все нарушения будут зафиксированы и проанализированы по окончании голосования.
Представители комиссии объяснили свою нерасторопность тем, что, мол, это произошло из-за того, что многих - примерно 24 тысячи - не удалось охватить, поскольку кто-то оформлял российские и заграничные паспорта, кто-то - российские пенсии. Причем глава ЦИК Сергей Смыр пояснил, будто составление дополнительных списков не нарушает местное законодательство.
Досадный инцидент
Увы, и стрельба была. В Гальском районе, где в основном проживают грузины, в населенном пункте Отобая неизвестный выстрелил из гранатомета. Снаряд взорвался в воздухе. Жертв и пострадавших нет. Проводится расследование. В районной милиции возбуждено уголовное дело по статье "хулиганство". А может, это был своеобразный праздничный салют?
Между тем официальный Тбилиси не признает легитимность президентских выборов в Абхазии. Однако, по словам главы МИД Грузии Саломе Зурабишвили, там следили за их ходом, так как нужно знать, с кем мы будем иметь дело в будущем. И как признался госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава, победа премьер-министра самопровозглашенной Республики Абхазия Рауля Хаджимбы будет способствовать улучшению грузино-российских отношений.
"Если изберут Хаджимбу, это и к лучшему, - сказал Хаиндрава на пресс-конференции в Москве. - Я имею в виду, что, когда Россия и Грузия сблизят позиции по урегулированию этого конфликта, с явным фаворитом Москвы, которым является Хаджимба, можно было бы легче договориться".
Нынешний президент Абхазии Владислав Ардзинба, являющийся ее бессменным лидером со времени провозглашения независимости после грузино-абхазской войны 1992-1993 годов, в выборах не участвует. Баллотироваться на третий срок ему не позволяют местные законы. Но он назвал своим преемником Рауля Хаджимбу.
В число наблюдателей на абхазских выборах входили представители общественных организаций из различных регионов России, несколько депутатов Госдумы, официальные представители из Приднестровья, Южной Осетии и Нагорного Карабаха.