Россияне переходят на кофе

В целом сегодня в России, по экспертным оценкам, потребление кофе составляет более 100 тысяч тонн. В расчете на одного человека это примерно 750 граммов. По сравнению с другими странами это довольно мало. На Западе потребление кофе может составлять от двух килограммов в год на человека в США до 11 килограммов - в Финляндии.

По некоторым данным, общий объем российского рынка кофе превышает 103 тысячи тонн в год. В стоимостном выражении или 1,3 миллиарда долларов. А всего четыре года назад объем этого рынка был в четыре раза меньше.

Главные игроки на российском рынке кофе - международные компании. На тройку лидеров приходится почти 60 процентов стоимостного оборота кофе в России. Это данные за первое полугодие 2004 года.

В первой десятке есть и некоторые российские компании, но иностранцы, безусловно, доминируют на рынке.

Можно сказать, что рынок кофе в России не является слишком фрагментированным. На первую десятку его игроков приходится почти 80 процентов всего стоимостного оборота кофе.

Структура потребления кофе в России существенно отличается от других стран. В России предпочитают растворимый кофе. Он составляет 75-80 процентов российского рынка. Сюда же входят и так называемые растворимые кофейные смеси. Кофейная смесь - это кофе, сахар и сливки. По потреблению растворимого кофе и смесей наша страна занимает одно из лидирующих мест в мире.

Однако в последнее время явно наметилась тенденция роста потребления в России кофе в зернах или молотого. Эта тенденция подтверждается и тем, что за последний год появился целый ряд российских компаний, которые занимаются поставкой зеленого или жареного кофе в зернах из-за границы, и на своем оборудовании в России они либо фасуют его, либо жарят и мелют.

Что касается цен, то на их формирование влияет, главным образом, очень жесткая конкурентная борьба среди производителей. Успехом на нашем рынке пользуется тот продукт, который дешевле и доступнее. И снижение цен на кофе в достаточно большой степени обусловлено именно этим, а не конъюнктурой на мировых рынках.

Среди главных проблем рынка - качество продукта. По данным Государственной торговой инспекции, в первом полугодии этого года из всего проверенного ею кофе было запрещено к дальнейшей продаже 25,7 процента. Среди главных причин изъятия продукта из торговой сети - отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность, а также легальность его производства.

В июле введен новый ГОСТ на натуральный жареный кофе. Производители кофе теперь должны указывать на упаковке его разновидность и степень обжарки. Кроме того, в ГОСТе появилась новая категория - "премиум", которая дополняет список, состоявший ранее из трех категорий - "высший сорт", "первый сорт" и "второй сорт".

В соответствии с Законом "О техническом регулировании", вступившим в силу с 1 июля 2003 года, следование ГОСТу является добровольным. Производители обязаны соблюдать только технический регламент, который гарантирует безопасность продукции.

Что касается мирового рынка, то здесь все далеко не благополучно. В колумбийском городе Картахена только что закончился 40-й саммит Международной организации кофе. Представители 45 стран-экспортеров и 18 стран-импортеров (главный из них - США) обсуждали острую проблему: кризис на рынке, начало которому положил разрыв картельного соглашения - Кофейного пакта - в 1989 году.

Сегодня ежегодный оборот мирового кофейного рынка - около 70 миллиардов евро. Но прибыль самих производителей в прошлом году едва превысила 5 миллиардов евро. В год продается по 120 миллионов мешков кофейного зерна (мешок - 60 кг). 52 процента мировых продаж приходится на три страны Южной Америки: Бразилию, Колумбию, Гондурас (первое место в мире однако занимает Вьетнам). С тех пор как экспортеры кофе в рамках борьбы с глобализацией отказались от квот на поставки этого продукта, на рынке произошло затоваривание. Цены падают. Сегодня цены на кофейное зерно - самые низкие за 100 лет. Если в середине 80-х фунт кофе стоил 1,3 доллара, то в 2003-м - 0,52 доллара.

Каждый год объем мирового рынка кофе в денежном выражении сокращается на 10 процентов. Сейчас производители обсуждают вопрос введения системы квот, подобной квотам на экспорт нефти. Если это произойдет, то ближайшие годы миллионам любителей ароматного напитка придется платить за свои привычки дороже.