Сегодня горючее в мире, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), стоит на 55 процентов дороже, чем год назад. В результате чего ежегодные расходы авиакомпаний на топливо увеличатся на 8-12 миллиардов долларов, что заметно помешает перевозчикам вернуться к рентабельности. И если небывалый рост цен на нефть продолжится, то прогноз для рынка авиаперевозок весьма негативный. Уже сейчас убытки авиакомпаний составляют порядка 3-4 миллиардов долларов.
Как уже писала "Российская бизнес-газета", с 1 июня самые крупные столичные аэропорты, которые потребляют около 2 миллионов тонн авиакеросина, покупали авиатопливо уже не по 300-350 долларов за тонну, а на 17 долларов дороже, кстати, в начале этого года цена на авиатопливо составляла 250 долларов. Сейчас же при отгрузке с заводов авиационный керосин стоит уже 400 долларов. Между тем сюда нужно добавить еще транспортные расходы и стоимость услуг топливно-заправочных компаний в самих аэропортах, а это еще порядка 60-100 долларов. В свою очередь действия топливозаправочных комплексов вызваны увеличением отпускной цены на авиакеросин со стороны нефтяных компаний. Эксперты подсчитали, что с марта по сентябрь отпускная цена на авиатопливо увеличилась на 42 процента.
Российские авиакомпании весьма озабочены таким ростом цен на авиатопливо, поскольку их затраты на топливо составляют 32 процента. Кстати, у европейских этот показатель в два раза ниже - 16 процентов. Пару месяцев назад глава Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Нерадько по поводу роста стоимости горючего сказал, что это не вызовет существенного роста цен на перевозки, хотя в будущем может стать проблемой. Видимо, это будущее уже недалеко. Пока российские авиакомпании осторожничают, повышают цены на билеты плавно в среднем на 1-2 процента в месяц, у них есть еще запас топлива, которое покупалось по более низким ценам. К тому же, когда произошли два теракта на самолетах Ту-154 и Ту-134, в результате чего погибли 90 человек, начал падать пассажиропоток. Кстати, в России в последнее время, то есть перед терактами, отмечался достаточно высокий подъем пассажиропотока, его общий рост в марте составил 17 процентов, причем март считается мертвым сезоном, на международных линиях - 26 процентов. Сегодня же, по данным экспертов, пассажиропоток упал на 5-7 процентов, и это в курортный сезон, тенденции же на его увеличение пока не предвидится.
Между тем запасы авиатоплива, купленные по старой цене, не безграничны и подходят к концу, волей-неволей авиакомпаниям придется поднять цены на билеты, поскольку это единственный способ выжить при высоких ценах на топливо.
Надо отметить, что зарубежные перевозчики во избежание возможных убытков подняли цены на авиабилеты еще летом, как только цены на нефть перевалили отметку в 40 долларов за баррель. А именно повысили цены на 4 евро за билет компании Air France, KLM, Spanair, компания British Airways - на 4,44 доллара, авикомпания Австрии Qantas - на 4-10 долларов, а новозеландская Air New Zealahd ввела систему наценок от 2,6-16 долларов. Наиболее существенное повышение пассажирам преподнесла компания Swiss Air, стоимость билетов этой швейцарской авиакомпании возросла на 3 процента. С 1 сентября зарубежные перевозчики объявили о новых сюрпризах. Так, компания Lufthansa отменила комиссионное вознаграждение для билетных агентств, в то же время ввела другие сборы - 30 евро на внутренние рейсы в Германии и по Евросоюзу. В России и странах СНГ эта компания ввела "топливную надбавку" с 4 до 10 долларов.
Поставщики авиакеросина ежемесячно повышают стоимость тонны на 20-30 долларов. И такая тенденция, по оценкам экспертов, сохранится до конца года. В Америке авиатопливо стоит 550 долларов, в Европе - 500 долларов. Видимо, Россия в ближайшем будущем догонит и перегонит и Европу, и Америку.