Выступления премьер-министров стран ЕврАзЭС на форуме показали, что различия подходов тесно переплетены с нарастающими общими тенденциями. Рамки ЕврАзЭС скорее дополняют и в некоторой степени структурируют, чем определяют усилия государств в поиске деловых партнеров. Глава правительства Республики Беларусь Сергей Сидорский заявил, что в стране принят инвестиционный кодекс, который гарантирует неприкосновенность иностранных инвестиций. Премьер-министр Республики Таджикистан А. Акилов сообщил, что в стране принят закон о концессиях, многие объекты уже переданы в концессионное управление частным компаниям. А глава правительства Республики Казахстан Даниал Ахметов считает, что его страна уже сама может быть инвестором: "В ближайшее время группа казахских бизнесменов и членов правительства будет рассматривать в Таджикистане различные совместные проекты". Западноевропейские и американские инвестиции в Казахстан, кстати, уже оцениваются в миллиард долларов. Макроэкономический фон всех пяти стран весьма схож: основные показатели так и дышат оптимизмом. Снижаются инфляция и ставки рефинансирования, наблюдается увеличение производства товаров и услуг, растут реальные доходы населения. Это почти всегда необходимое, но явно недостаточное условие для интеграции.
Премьер-министр РФ Михаил Фрадков, открывая форум Евразийского экономического сообщества в Москве, сообщил, что в 2003 году иностранные инвестиции в Россию составили 30 миллиардов долларов, из них около 7 миллиардов приходятся на прямые инвестиции. Правда, почти половина суммы вложена иностранцами в московский бизнес: эта центростремительная тенденция и не думает слабеть. За прошлый год инвестиции России в страны ЕврАзЭС выросли в 6 раз. В белорусские проекты вложено 234 миллиона долларов, в казахстанские - 27 миллионов долларов. А инвестиции в Казахстан за все годы сотрудничества уже превысили 1,5 миллиарда долларов. Цифры пока не впечатляют, но иллюстрируют набирающую обороты тенденцию.
За прошлый год инвестиции России в страны ЕврАзЭс выросли в 6 раз. В белорусские проекты вложено 234 миллиона долларов, в казахстанские – 27 миллионов долларов. А инвестиции в Казахстан за все годы сотрудничества уже превысили 1,5 миллиарда долларов.
Все сильнее работают, по мнению аналитиков, два мощных фактора. Во-первых, страны добились устойчивого роста ВВП, стабилизации курса национальной валюты. Ведется совершенствование законодательства, финансовой системы, устраняются излишние административные барьеры в сфере бизнеса. Вернее, есть движение в этом направлении и политическая воля его ускорять. Во-вторых, чем выше цены на нефть, тем острее ощущается деловой и властной элитой тупик сырьевого пути развития экономики. Мнение, что природные ресурсы не могут быть залогом успеха, разделяется всеми. Все больший процент этих "всех" осознает, что они только увеличивают риск остаться у разбитого корыта. А стало быть, поиски способов диверсифицировать доходы становятся интенсивнее. "Без перехода к инновационной экономике наши страны не имеют шансов на равноправное участие в мировой экономике", - особо заострил этот момент в своем выступлении Михаил Фрадков.
По оценке Российского национального агентства иностранных инвестиций, зарубежных деловых партнеров России можно разделить на три "лагеря". Два из них хоть и полезны, но с точки зрения масштабного инвестирования не слишком перспективны. Около 60 процентов иностранных инвесторов предпочитают 5-12 процентов годового дохода при практически полных гарантиях возврата средств. Эти консерваторы - международные пенсионные фонды, западные страховые компании. 5 процентов инвесторов - "авантюристы", которым подавай рискованные проекты с доходностью свыше 20 процентов. И лишь компании, ориентированные на доходность от 12 до 20 процентов, вкладывают деньги в российские компании. Абсолютно те же тенденции характерны и для других стран ЕврАзЭС.
Иностранцы, безусловно, не отказались бы стричь купоны с инвестиций в сырьевые проекты, но неопределенность, в том числе политическая, довольно велика. Пик мировых цен, судя по всему, пройден. И удачные вложения США, подобные освоению Тенгизского нефтяного месторождения в Казахстане и строительству Каспийского трубопроводного пути, едва ли могут быть легко и просто тиражированы на постсоветском пространстве. К огорчению посла США в России г-на Вершбоу, который признался делегациям стран ЕврАзЭС: "Вложения в энергетические проекты дают беспрецедентную прибыль".
Впрочем, энергетика - понятие необъятное. Сразу же вспоминается другое стратегическое направление инвестиций помимо добычи нефти и инфраструктуры - электроэнергетика. Постоянно говорится о нехватке у государственных компаний инвестиционных ресурсов. Что мешает частным компаниям вкладывать деньги в электроэнергетику? К примеру, известны успешные инвестиционные проекты - такие, как строительство теплосетей в Санкт-Петербурге и подстанции в Ленинградской области. Последний объект потянул на 150-миллионные, в долларах, инвестиции. Так вот, аналитики утверждают, что частному инвестору "и хочется, и колется". Сегодняшние цены недостаточны для покрытия издержек - это главный минус в их глазах. Соблазнить их можно, говорят аналитики, только гарантированием инвестиционных проектов со стороны государства. Гарантирование включает ручательство за кредиты и даже выплату разницы между установленным уровнем тарифов и оптовыми ценами на электроэнергию. По такой схеме проходит строительство ГЭС в Калининградской области, а на просторах ЕврАзЭС - строительство высоковольтной линии электропередач в Казахстане с участием Европейского банка реконструкции и развития. Вложениям в строительство Сангтудинской ГЭС в Таджикистане был сначала дан мощный импульс решениями президентов стран сообщества, бизнес встрепенулся после. Похожий сценарий был и при строительстве Камбаратинской гидроэлектростанции в Кыргызстане.
В числе препятствий на пути инвестиций эксперты называют отсутствие стратегии во многих российских компаниях и неумение доказать их конкурентные преимущества. Как подчеркнул премьер-министр Михаил Фрадков, "надо задействовать инновационные проекты с высокой добавленной стоимостью". Пока на пространстве ЕврАзЭС реализовано 70 совместных проектов. На повестке дня - более семисот. Из них 169 приходятся на Россию. Преобладают инфраструктурные, строительные и энергетические проекты. Есть все: от строительства терминала по погрузке каменного угля (117 миллионов долларов) до организации производства удобрений на основе птичьего помета (2,9 миллиона долларов). Усиленно проталкиваются проекты в сфере лесной и пищевой промышленности.
При анализе общих инвестиционных связей Запада со странами ЕврАзЭС обнадеживает, что Европа видит российский рынок вполне пригодным для долгоиграющих проектов. Это, кстати, серьезный импульс для стран ЕврАзЭС в пользу стратегической ориентации на Россию. США занимают более жесткую позицию. Посол Вершбоу на форуме "Деловой мир" посетовал, со ссылкой на американских инвесторов, на недостаточную защиту интеллектуальной собственности в России и в странах ЕврАзЭС и на закрытость условий лицензирования, что "делает бизнес беззащитным перед коррупцией". Но, как известно, кто отказывается от игры - тот ее проигрывает. Действительно, экономические возможности стран ЕврАзЭС пока мало изучены на Западе. Тем не менее именно на этом форуме было объявлено о начале реализации проекта модернизации российских железных дорог стоимостью 30 миллиардов евро и сроком 15 лет. Под него был создан международный инвестиционный консорциум, в который вошли крупные европейские корпорации и банки. Европейский бизнес, как видим, оказался более восприимчив к вызовам времени и демонстрирует серьезную степень готовности к инвестиционному "броску на Восток".
Крупнейшие инвестиционные проекты стран ЕврАзЭС
Беларусь |
1. Строительство завода по изготовлению газетной бумаги, г. Минск, 219 млн. долл.
2. Создание цеха переработки пластмасс, г. Лида, 87 млн. долл.
3. Производство картона, г. Минск, 35 млн. долл.
Казахстан |
1. Освоение месторождений сырьевой базы Гайского ГОК, Актюбинская обл., 135 млн. долл.
2. Строительство железнодорожной ветки "Чарская - Усть-Каменогорск", г. Усть-Каменогорск.
3. Производство медных труб различного диаметра по международным стандартам, г. Караганда.
Кыргызстан |
1. Производство и продажа электрической и тепловой энергии, г. Бишкек, 240 - 280 млн. долл.
2. Производство органоминеральных удобрений из промышленных отходов, г. Бишкек, 30 млн. долл.
3. Производство зерна соевых бобов и выработка из него продуктов питания, г. Бишкек, 18 млн. долл.
Россия |
1. Разработка Кимканского и Сутарского месторождений железных руд, г. Биробиджан, 931 млн. долл.
2. Строительство нового канала в поселке Оля Астраханской обл., 394 млн. долл.
3. Производство 50 тыс. автомобилей в год на базе ООО "Елаз" в Республике Татарстан.
4. Производство бумаги, г. Владивосток, 370 млн. долл.
5. Строительство кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга, 147 млн. долл.
Таджикистан |
1. Строительство железнодорожной линии Самарканд - Пенджикент, 197 млн. долл.
2. Использование местного сырья для обеспечения республики стекольной продукцией, Согдийская обл., 25 млн. долл.
3. Разработка Целестинового месторождения Чалташ - Даудыр, г. Душанбе, 10 млн. долл.