Поминальная молитва, которую прочел над памятником жертвам авиакатастрофы главный раввин Новосибирской области Залман Заклас, не смогла внести умиротворения в души тех, кто пришел на митинг. "Великий Боже, помоги! Пусть будет проклят тот, кто сделал это", - так закончил свое выступление один из родственников погибших.
Все, что осталось от мужа Валерия у жительницы Сосновоборска (Красноярский край) Людмилы Хейфиц, - это пробитая и прожженная туфля. По заключениям экспертов, она прожжена ракетным топливом, а изорвана металлическими шариками, которыми была начинена зенитная ракета.
- А Украина до сих пор не признает, что Ту-154, на котором летели наши родные, был сбит их ПВО во время учений, - говорит Людмила Хейфиц. - Они требуют живых свидетелей, требуют поднять обломки самолета со дна Черного моря, требуют найти осколки, на которых будет написано, что это украинская ракета. Мы уже три года бьемся за правду. Расследование уголовного дела в Украине затягивается, виновные в гибели 78 человек не понесли никакого наказания. Что нам делать?
Кроме поиска виновных (люди говорят даже об организации собственного независимого расследования) родственников погибших очень волнуют денежные компенсации - 27 граждан России не получили их до сих пор. "Моя переписка с различными организациями от Комиссии по правам человека при президенте РФ до комитетов Госдумы занимает 17 томов. Но мы добиваемся этих выплат не потому, что хотим нажиться на собственном горе, - говорит Людмила Хейфиц. - Нам нужно на что-то поднимать детей. У меня погиб муж, остался сын-инвалид, которого нужно лечить и учить".
Как выяснилось, родственники погибших очень недоверчиво относятся к подписанному в декабре межправительственному соглашению между Россией и Украиной, по которому Украина обязалась выплатить каждой семье 200 тысяч долларов. "Мы боимся, что это очередная PR-компания - нам обещали выплатить деньги уже семь или восемь раз, и если бы эти обещания выполнялись, мы давно были бы Ротшильдами", - говорят они.
Между тем, по словам Бориса Калиновского (он потерял в катастрофе отца и сейчас ведет переговоры с властями от имени всех пострадавших семей), сейчас в решении денежных вопросов есть положительные сдвиги. "В сентябре мы обратились с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину и премьер-министру Михаилу Фрадкову с просьбой вмешаться в процесс выплаты компенсаций, - говорит Калиновский. - Украина уже готова перечислить в Россию 7,8 миллиона долларов, и сейчас наконец определено ведомство, ответственное за распределение компенсационных выплат, - этим займется министерство здравоохранения и социального развития. Сейчас проект постановления на стадии визирования в этом министерстве, затем будет необходимо получить визы в минфине, МИДе, МВД, минюсте и Центробанке. Насколько мне известно, все эти структуры готовы активно решать этот вопрос, и я надеюсь, что обойдется без бюрократических проволочек".