05.10.2004 01:50
    Поделиться

    Как улучшат налоговое администрирование

    Бизнес надеется вернуть налоговые вычеты

    Что же предлагает минфин? Во-первых, увеличить наказание за уклонение от уплаты налогов. Сейчас в Уголовном кодексе есть четыре статьи, предусматривающие наказание для недобросовестных плательщиков. Однако доказать факт мошенничества по уплате налогов очень сложно, особенно это касается налога на добавленную стоимость, на долю которого, по словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, приходится более половины уголовных дел в области уклонения от уплаты налогов. Какую форму примет ужесточение наказания, пока неясно. Оптимизм, однако, внушает тот факт, что понимания у министров предложение не получило. По словам вице-премьера Александра Жукова, надо посмотреть, как это согласуется с заявленным президентом курсом на гуманизацию уголовного законодательства.

    Во-вторых, минфин предлагает усовершенствовать процедуру налоговых проверок. Предлагается расширить перечень оснований налоговой проверки, а также нормы Налогового кодекса, регламентирующие порядок истребования налоговыми органами документов у налогоплательщиков.

    В-третьих, финансовое ведомство вновь вернулось к идее борьбы с торговлей по заниженным ценам и трансфертным ценообразованием. В Налоговый кодекс предлагается внести механизм определения справочных рыночных цен, на основании которых налоговики будут доначислять сокрытые от бюджета налоги.

    Эксперты по-разному оценивают предложения минфина. Если предложение разделить схемы оптимизации налогов на законные и незаконные (об этом "Российская бизнес-газета" писала в прошлом номере) было положительно воспринято бизнесом, то возвращение к борьбе с трансфертным ценообразованием вызвало резко негативную реакцию.

    Так, член бюджетного Комитета Государственной Думы Оксана Дмитриева считает, что реализация этого решения приведет к переходу к индивидуальной системе налогообложения.

    На заседании правительства также было заявлено о том, что минфин планирует ввести упрощенный механизм возмещения НДС экспортерам только с 2006 года, а не с 2005-го, как планировалось ранее. По расчетам министерства финансов немедленная реализация этого решения привела бы к кассовому разрыву в 80 - 100 миллиардов рублей.

    Есть и хорошие новости. Правительство нашло способ разрешить ситуацию, сложившуюся после принятия Конституционным судом Определения N 169-О. Это решение, касающееся возмещения НДС по операциям, осуществленным на заемные средства, вызвало серьезную тревогу предпринимателей. Напомним, что определение не позволяет возмещать НДС предприятиям, оплачивающим товары из заемных средств. Особое возмущение бизнеса вызвал тот факт, что практика применения определения КС распространяется на правоотношения, возникшие с 2001 года, когда 21-я глава Налогового кодекса "Налог на добавленную стоимость" вступила в силу. Это позволит налоговым органам заново, с учетом нового толкования закона, доначислить НДС, пени и штрафы за последние три года, предупреждают эксперты. При этом представители аудиторских компаний рассказали "Российской бизнес-газете", что их клиенты по-прежнему продолжают получать из налоговых инспекций запросы, касающиеся правильности уплаты НДС. Похоже, скоро на это определение будет получено разъяснение Конституционного суда. Об этом сообщил министр финансов Алексей Кудрин.

    Среди предложений минфина еще несколько идей, уже давно продвигаемых налоговых и финансовыми ведомствами. Так, правительством была рассмотрена возможность введения административного порядка ликвидации юридических лиц. Напомним, что в России насчитывается несколько миллионов "мертвых" юрлиц, которые существуют только на бумаге. Они не ведут какую-либо деятельность и не представляют налоговую отчетность. Ликвидировать их сейчас можно только через суд. А это означает значительные затраты времени и денег. Законопроект, упрощающий процедуру их ликвидации давно готов, но до Думы пока не дошел.

    Что предлагает минфин для улучшения сбора налогов:

    - Устранить с использованием нерыночных цен для целей налогообложения и трансфертное ценообразование.

    - Расширить перечень оснований для налоговой проверки.

    - Уточнить нормы, регламентирующие налоговую проверку.

    - Предоставить налоговым органам право взыскивать суммы штрафов в бесспорном порядке с организаций, которые не обжалуют соответствующие решения налоговых органов либо выражают согласие с такими решениями.

    - Уточнить составы налоговых правонарушений и размеры штрафов.

    - Развивать досудебный порядок урегулирования налоговых споров.

    - Законодательно урегулировать процедуру проведения налоговых проверок банков.

    - Представлять налоговые декларации и расчеты по налогам в электронном виде.

    - Конкретизировать основания для признания налоговой задолженности безнадежной и ее списания.

    - Упрощение по решению суда ликвидации юридических лиц, не представивших в соответствии с законом сведений о себе до 1 января 2003 года.

    - Устранить имеющиеся в законодательстве несоответствия по вопросу срока хранения документов, необходимых для исчисления налогов.

    - Определить полномочия налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства в части обязательных платежей в бюджет, имеющих неналоговый характер.

    - Предоставить налоговым органам право проверять соблюдение порядка работы с денежной наличностью.

    Поделиться