05.10.2004 04:00
Поделиться

Как трактовать итоги развития страны за 9 месяцев 2004 года?

Потребляй больше, чем производишь

Прежде всего мы видим сохранение достаточно высоких темпов экономического роста и вроде бы обузданную в пределах годовых 10 процентов инфляцию. На высоте остается динамика инвестиций и доходов населения. Прирост инвестиций в основной капитал составил 12 процентов и опережает

7-процентную динамику промышленного производства и ВВП. Отметим, что это очень хорошая пропорция. Правда, не очень хорошо, что динамика реальных располагаемых доходов населения, которая составляет около 9 процентов, заметно отстает от 11,5 процента прироста розничного товарооборота. Что поделать, население все активнее пользуется благами доступного и дешевого потребительского кредита. Причем банки еще более активно, чем клиенты, идут в этот бизнес, поскольку величина невозвратов кредитов и соответственно риски там минимальны. Правда, уже не столь понятно, исходя из каких посылов и возможностей превышение потребления над производством прогнозируется на несколько лет вперед.

Растет прибыль предприятий и доходы казны

Неуклонно улучшается финансовое состояние предприятий и организаций. В январе-июле 2004 года, по оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без организаций сельского хозяйства, субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих ценах составил 1086,0 миллиарда рублей. При этом 43,9 тысячи организаций получили прибыль в размере 1243,2 миллиарда рублей, 30,2 тысячи организаций имели убыток на сумму 157,2 миллиарда рублей. Напомним, что в январе-июле 2003 года сальдированный финансовый результат составил по сопоставимому кругу организаций 747,6 миллиарда рублей, то есть годовой прирост составил 45,3 процента в номинальном выражении. Соответствующий показатель прошлого года составлял всего 30 процентов.

Каждый раз, когда предпринимается очередная мозговая атака на проблему диверсификации и соучастия в ней государства и бизнеса, возникает вопрос о выборе целей, механизмах и критериях, не говоря уже о гарантиях эффективности их достижения.

Несколько сократился в третьем квартале отток капитала за рубеж, который теперь уже прогнозируется не в 17 миллиардов долларов, всего лишь в пределах уже практически набранных 10-12 миллиардов. Прогноз исходит из того, что в сентябре отток капитала сменился притоком в 0,5- 1 миллиард долларов. К тому же Минфин и Банк России уверенно заявляют, что приток нефтедолларов не угрожает чрезмерным, свыше 7 процентов, укреплением рубля и ухудшением конкурентоспособности отечественных производителей. Объем стабилизационного фонда на конец 2004 года прогнозируется в 574,4 миллиарда рублей при условном ориентире в 500 миллиардов. На 1 января 2006 года объем средств в бюджетной кубышке достигнет 719,5 рублей. Если резервная нерасходуемая планка будет поднята до 600 миллиардов, то уже возникает вопрос о том, как финансировать предполагаемое погашение внешнего долга и дефицит Пенсионного фонда в размере 168 миллиардов рублей.

Инвесторы теряют ориентиры

Впрочем, избыток денег при прочих равных условиях все же лучше, чем их нехватка. Величина золотовалютных резервов Банка России, например, достигла феноменальной для нашей страны суммы в 94,3 миллиарда долларов, а на межбанковском кредитном рынке все равно периодически наблюдается нехватка ликвидности и рост процентных ставок. Разумеется, немалую роль играет сезонный фактор - конец месяца или квартала и потребность платить налоги, либо просто закрывать балансы, рассчитываясь с партнерами. Но все же Центробанк достаточно жестко дал понять рынку свои инфляционные предпочтения, чтобы позволить чрезмерную игру либо против доллара, либо на его повышение.

Собственно говоря, именно отсюда можно начинать и обратный отсчет. Курсовая политика Банка России является первым предметом, весьма уязвимым для критики. По сути дела можно сказать, что ее нет вообще, поскольку соотношение рубля к доллару на неопределенное время фактически зафиксировано. Это даже хуже, чем пресловутый валютный коридор 80-х годов, идя по которому, Россия пришла в итоге к дефолту. Нет, дефолт случился, конечно, не из-за коридора как такового, но вряд ли кто решится утверждать, что введение "коридорной системы" курсообразования остановило развитие полноценного валютного рынка в России и стало одним из первых системных шагов к августу 1998 года.

Фиксировать курс рубля к доллару Банк России заставляет жестокая необходимость: параллельное обращение в экономике иностранной и национальной валюты. Фиксированный курс позволяет установить некое единообразие денежной массы и стимулировать накопление производительного капитала без оглядки на то, в какой конкретной денежной обвертке это происходит. Оборотной же стороной медали становится то, что при этом полностью утрачивается ориентир реальной рыночной стоимости рубля и, как следствие, уровня и динамики национальных издержек. В этих условиях не только внешние, но и отечественные инвесторы не имеют ориентиров долгосрочных вложений и ограничиваются в лучшем случае косметическими капиталовложениями в поддержку текущего производства. А при наращивании потребления и корпоративной задолженности это неизбежно приведет к локальным финансовым кризисам и банкротствам.

Запас прочности внутреннего рынка

Что мы наблюдаем сейчас? Пирамиды ГКО нет и госдолг растет вполне умеренными темпами, чего нельзя сказать об обязательствах корпоративного сектора и домохозяйств. Потребительская задолженность, как уже говорилось, особых опасений не вызывает. Чего, к сожалению, нельзя сказать о долгах банков и нефинансового сектора, в том числе и внешних. Они возрастают с сильным опережением общеэкономической динамики, несоответствием по срокам привлеченных и предоставленных средств, а также не очень хорошим портфелем активов с точки зрения их ликвидности. Особая статья - перегретый рынок недвижимости, который сейчас рассчитывает лишь на продолжение роста цен, что рано или поздно войдет в противоречие с объективными законами рынка и государственной жилищной политикой. Сейчас Банк России поддерживает денежные ограничения, одновременно пытаясь сохранить низкую цену предложения денег. Это довольно непростая задача, однако такая политика обеспечивает вместе с бюджетом сохранение динамики внутреннего спроса. Также маловероятно резкое усиление оттока капитала - иностранных "горячих денег" на рынке практически нет, у российских инвесторов пока более привлекателен собственный рынок, тем более что он недооценен и правительство всерьез обеспокоилось его развитием.

Эта беспокойная нефть

Остается внешний фактор - мировая цена на энергоресурсы. Пока здесь не все благоприятно. Под влиянием спекулятивной игры на разного рода новостях нефтяной рынок никак не может вернуться на устойчивую цену равновесия реального спроса и предложения. Но чем дольше будет держаться сверхвысокая цена на нефть, тем большее напряжение будут испытывать не только сырьевые, но и валютно-финансовые рынки. Ситуация становится все менее прогнозируемой, и это заставляет аналитиков с тревогой вспоминать внезапные обвалы нефтяных цен в 1985 и 1998 годах. Да, у России есть подушка безопасности в виде Стабфонда и валютных резервов Центробанка, но нет эффективной и конкурентоспособной экономики, способной обеспечить устойчивые темпы роста на несырьевой основе.

Как подобраться к решению последней задачи, стало настоящей головоломкой для правительства и экономистов. Правительство признает инерционный характер бюджета-2005 и обещает "нажать" на министерства и ведомства с целью повышения эффективности бюджетных расходов. Ограничивается ли в этом роль бюджета в инфраструктурном и технологическом прорыве - большой вопрос. Вся концепция промышленной политики без активной роли бюджета откровенно повисает в воздухе. Причем ясно также, что меры косвенного стимулирования в виде налоговых льгот или бюджетных гарантий эффект дают также вполне косвенный или, говоря просто, коррупционный.

Бюджет для экономики или экономика для бюджета?

Так или иначе, но большинство здравомыслящих чиновников и ученых признают, что при всех преимуществах чисто рыночных реформ в глобальной технологической гонке Россия обречена на отставание без мощной государственной поддержки науки и бизнеса в их высокотехнологичных проектах и развитии инфраструктуры. Ведь туда требуется вкладывать 4-5 процентов ВВП ежегодно. А отставание России в этой сфере будет стопроцентно означать не только потерю позиций на мировых рынках, но и утрату статуса мировой державы с весьма непривлекательными последствиями.

Звучит абсолютно банально, но легче от этого не становится. Продвигая рыночные реформы, мы создаем условия прежде всего для быстрой реализации сравнительных преимуществ национальных производителей. Внутренний рынок получает дополнительные стимулы роста, но в мировой конкуренции мы проигрываем в сравнительных издержках и пока не имеем внятной стратегии создания динамических преимуществ, эффективной реализации хотя бы имеющегося задела НИОКР, не говоря уже о перспективных разработках, где срок отдачи даже не годы, а десятки лет и куда частный бизнес первым не пойдет по определению. Более того, как говорилось в одном из исследований Всемирного банка, Россия едва ли не единственная страна в мире, которая не создает, а разрушает собственные конкурентные преимущества.

Как разбудить интерес капитала

Так что проблема России не в достаточно мифическом дефолте, а в том, что экономика продолжает развиваться со структурными диспропорциями и без межотраслевого перелива капитала, который бы обеспечивал устойчивое развитие внутреннего рынка. Можно кивать на слабость инфраструктуры финансового рынка, но здравый смысл подсказывает, что если у капитала есть интерес, то это его не остановит: найдутся пути вложений и без финансовых посредников и даже без особых стимулов со стороны государства. А капитал то быстрее, то медленнее продолжает перемещаться за границу, причем не только финансовый или производительный, но и интеллектуальный. Ведь непредсказуемость регулирования бизнеса, по данным того же Всемирного банка, в России выше, чем в Замбии или Пакистане. Поэтому каждый раз, когда предпринимается очередная мозговая атака на проблему диверсификации и соучастия в ней государства и бизнеса, возникает вопрос о выборе целей, механизмах и критериях, не говоря уже о гарантиях эффективности их достижения. Собственно говоря, именно он и является главным на повестке дня. Частный капитал, включая иностранный, идет проверенными тропами. Государство пока выбрало лишь направления куда рулить, но не построило туда дорогу и даже не определилось с правилами дорожного движения. Если будут реальные проекты и приоритеты, то будут и рейтинги, и инвестиции.

Иллюстрации: