Это план действий министерства, призванный хотя бы отчасти повысить эффективность начальной, средней и высшей профессиональной школы. Документ уже обсуждался на отраслевой коллегии, а сейчас вынесен для широкой общественной дискуссии. Что же предлагается в концепции, чтобы переломить ситуацию? Прежде всего перевести государственные учреждения профобразования в новый статус - автономных учреждений (АУ) и государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций (ГАНО).
- Ни для кого не секрет, что бюджетное учреждение - это форма, которая не может дальше развиваться, - поясняет заместитель министра образования и науки РФ Андрей Свинаренко. - Ее ресурс исчерпан, и ждать улучшений не приходится. Поэтому наша основная задача заключалась в том, чтобы с помощью участия государства в управлении имуществом дать больше экономической свободы вузам, техникумам и училищам. Автономное учреждение получает заказ и вправе самостоятельно распоряжаться имуществом и средствами. В этом смысле такая организационная форма выглядит куда перспективнее.
По словам Свинаренко, опасения, связанные с приватизацией учреждений образования, выглядят весьма странными: это "страшное" слово в тексте документа не употребляется вообще.
Один из разработчиков концепции, первый замдиректора Института развития профессионального образования Александр Лейбович так пояснил цели этого документа:
- Система профессионального образования должна стать открытой для общества. Вкладывать деньги в образовательные учреждения с нынешней формой собственности при нынешних формах управления ею невыгодно. Государство не может быть единственным участником этого процесса, нужно подключать других инвесторов. И прежде всего работодателей.
Как считает директор Департамента государственной политики в сфере образования минобрнауки Исаак Калина, который еще недавно работал в глубинке, опасения, связанные с тем, что губернатор, получив в управление ПТУ и техникумы, моментально их закроет или перепрофилирует, просто нелепы. Да и сейчас любое сельское ПТУ является государственным только номинально. Если в муниципалитете сидит толковый человек, то внешние финансовые вливания за счет деятельности попечительских советов, привлечения организаций-заказчиков и работодателей существенно повышают эффективность системы образования. "Поэтому, когда мы в концепции предлагаем отчасти снять федеральное участие в управлении, мы фактически предлагаем бизнесу вкладывать те же деньги, что и раньше, только делать это легально", - подытожил Калина.
мнение |
Олег Смолин,
первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке:- Мне нравятся заявленные в концепции цели. Однако в качестве аксиомы авторы концепции провозглашают тезис: сокращение участия государства приведет к улучшению ситуации. В масштабах страны подобный эффект не самоочевиден. В концепции, как и в Гражданском кодексе, не прописаны организационно-правовые формы АУ и ГАНО, отсутствуют какие-либо государственные гарантии получения от государства дополнительных средств, сохранения социальных льгот, в том числе и отсрочки от армии для учащихся. В связи с этим переход от учреждения к АУ становится невыгодным для образовательного учреждения. Региональные вузы опасаются, что средства будут отобраны у них и перенаправлены в немногие ведущие вузы.