Татарский язык проверят Конституцией

Вчера российский Конституционный суд приступил к рассмотрению иска казанского юриста Сергея Хапугина. Житель Татарстана посчитал, что обязательное изучение татарского языка в школах республики, во-первых, противоречит Конституции, а во-вторых, является нарушением прав его ребенка. Решение Конституционного суда должно, наконец, поставить точку в деле Хапугина, которое длится уже три года.

Впервые свои претензии к Министерству образования Татарстана юрист выразил в октябре 2001 года. Сергей Хапугин требовал оградить его сына от обязательного изучения татарского языка и литературы. Истец посчитал, что республиканская норма, предписывающая обязательное изучение предмета в тех же объемах, что и русского языка и литературы, нарушает законные права ребенка. Дело в том, что, согласно базисному плану общеобразовательных учреждений Татарстана, вариативные часы, которые по федеральным образовательным стандартам могут быть потрачены по усмотрению ученика на любой предмет, в татарстанских школах отданы исключительно на обязательное изучение языка титульной нации.

Вот выдержки из первого иска Сергея Хапугина.

"Ситуация, созданная оспариваемыми нормами, привела к массовому недовольству жителей Республики Татарстан, для которых татарский язык не является родным; однако все дети во всех учебных заведениях на территории Татарстана вынуждены изучать татарский язык в объеме русского, что ставит их неравное положение по сравнению с жителями других субъектов России".

"Необходимо учитывать, что язык является важнейшим элементом национальной культуры, которая, в свою очередь, участвует в формировании той или иной идеологии, психологии, религиозных взглядов, образа мышления и уклада жизни. Недопустимо насильственное привитие культуры гражданам, для которых она не является родной".

Однако представителям татарстанского Минобраза удалось отбить судебную атаку на свое ведомство. Решающую роль в этом сыграл тот аргумент чиновников, что республиканский базисный учебный план составлен в соответствии, во-первых, с приказом федерального Министерства образования, а во-вторых, с местными законами "О языках народов РТ" и "Об образовании".

Потерпев поражение в районном суде, Сергей Хапугин попытался обжаловать вердикт в верховной инстанции республики, однако и она оставила вынесенное решение в силе. После этого юрист подал кассационную жалобу в российский Конституционный суд. Подобных прецедентов в России не было, поэтому подготовительная работа продлилась более двух лет. За это время было сделано несколько десятков заключений экспертов.

По стечению обстоятельств, в этот же день Конституционный суд Российской Федерации начал рассмотрение еще одного "языкового" дела. Служителям Фемиды, получившим несколько месяцев назад запрос Верховного суда РТ и республиканского парламента, предстоит решить: быть или не быть латинице в Татарстане.