- Что такое для вас идеальный учебник по литературе?
- Это грамотно составленная хрестоматия по литературе, без опечаток, без чрезмерных сокращений, с грамотно подобранными текстами. К хрестоматии можно приложить и собственно учебник. И в первую очередь это должна быть интересная книга для чтения, увлекательная, умная, живая. Но, к сожалению, у нас учебники обычно пишутся не талантливыми литераторами, а людьми, которые имеют доступ в минобразования.
- Хотя бы один учебник, который вам самому понравился, существует?
- Существует. Например, учебник по зарубежной литературе, выпущенный под редакцией Игоря Шайтанова и Михаила Сердлова. Там есть статьи о Дефо, о Киплинге, о Марке Твене, которые интересно читать даже взрослому.
Cейчас наступают времена, когда после десятилетней паузы вновь спускаются директивы о необходимости учебника по литературе. Государство пытается вернуться к обязательному минимуму.
- Но многие учителя вообще обходятся без учебника.
- В том-то и дело, что хороший преподаватель литературы без учебника всегда обойдется, так ему даже проще, а плохому преподавателю никакой учебник не поможет.
И если уж писать учебник по литературе, то писать его нужно для ученика - доступным ему языком, но и без заигрываний с ним, при этом помня, что учебник по литературе не равен предмету литературы. Учебник по литературе - это мостик к текстам. Он может дать биографию писателя, дать разборы отдельных глав, но он не должен давать текст романа, роман ученик читает сам. Если ученик не прочел романа, разговор бессмыслен. Но очень часто бывает так, что ученик пишет сочинение, не читая романа - для этого вполне хватает сочинений из Интернета.
- А какова вообще цель этого загадочного предмета - литература?
- С помощью литературы, а не истории, русский человек включается в русский национальный миф. Можно по-разному относиться к Ивану Грозному, Петру I, Сталину, но если человек читает и изучает "Войну и мир" или "Мертвые души", он автоматически становится носителем русского культурного сознания. И это приобщение к русской культуре происходит только через литературу.
- Правда ли, что современные школьники читают мало?
- Это еще один миф. Он тешит душу родителей, которые пытаются откупиться от детей электронными игрушками, компьютерными играми. И не хотят заниматься воспитанием. Но процент действительно читающих детей во все времена одинаков! Просто раньше дети гуляли во дворе, собирали фантики от жвачек и смотрели теливизор, а другие в это время читали книжки. Сейчас одни режутся в комьютерные игры, другие по-прежнему с удовольствием и сами читают книжки.
Дети читают с удовольствием то, что им грамотно прорекламирует учитель. Учитель должен расставить акценты, хотя для этого он сам должен много читать, следить за тем, что выходит.
- Реально ли показать ученику, что книги, которые он читает в обязательном курсе литературы, имеют отношение к его собственной жизни?
- Показывать это необходимо. Наши учебники оставляют впечатление, что литература - кунсткамера и все в ней относится только к далекому прошлому.
Литературный процесс - это ведь и творчество самих учеников, и творчество современных писателей, и рекламный слоган. В последнее время на улицах Москвы появился слоган к кроссовкам - "И невозможное возможно". Если ученик знает, что это цитата из Блока, у него возникает интерес к культуре и к тексту как таковому.