Частично, потому что из всех функций "банкротного ведомства" она теперь, как записано в Положении, "представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам". Короче, будет добиваться, чтобы при банкротстве государство получило положенную ему долю средств и имущества.
А вот налоговые функции, судя по всему, не претерпели особых изменений. Как сообщил недавно заместитель министра финансов Сергей Шаталов (а это министерство - куратор службы), в соответствии с принципами административной реформы будут разграничены: все законотворчество передано минфину, а контроль за исполнением - ФНС.
"Однако это вовсе не значит, что ФНС будет заниматься исключительно налоговыми проверками, - подчеркнул заместитель министра. - Обобщение и анализ проблемных вопросов, а также выработка конкретных предложений тоже в значительной степени останутся за ФНС, поэтому очень важно сохранить те структуры службы, которые заняты методологическими вопросами".
Все это очень важно для налогоплательщика - в тех же налоговых инспекциях, куда он приносит свои отчеты и деньги, он может получить консультации и по изменениям в налоговом законодательстве, и образцы бланков всех видов отчетности, и бесплатную консультацию по заполнению их, и вообще обо всем, связанном с налогами.
Тем временем в минфин уже перебрались более 30 опытных специалистов из МНС и таможенной службы, которые и будут работать в департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики министерства, писать законопроекты, инструкции и прочие директивы. Так же перераспределены полномочия и в местных налоговых и финансовых органах.
Судя по всему, отныне основные усилия налоговиков будут направлены на оттачивание искусства собираемости налогов. По мере проведения налоговой реформы, в ходе которой сокращается число налогов (с 50 до 15 основных), снижается налоговая нагрузка, изменяются в лучшую сторону правила налогообложения, вопросы налогового администрирования и налогового контроля выходят на первый план. Устанавливая низкие налоги, государство намерено жестко требовать их уплаты, поскольку одно только снижение налогов само по себе недостаточно для того, чтобы побудить недобросовестных налогоплательщиков в полном объеме расплатиться с казной. А без этого на рынке не будет равных условий, поскольку тот, кто не платит налогов, будет иметь очевидное конкурентное преимущество перед честным налогоплательщиком. По замыслу авторов налоговой реформы, снижение налоговой нагрузки должно сопровождаться адекватным усилением контроля.
Уже в ближайшее время в ФНС будет разработан целый свод процедур по общению с налогоплательщиками. "Субъективный" фактор, обещают, уйдет в прошлое. Упор будет сделан на принципиально новую систему обеспечения налоговых органов информацией и новый механизм контроля. Этому, в частности, поспособствует так называемый реестр электронных счетов-фактур, который предлагает ввести минфин. Если начнутся проверки сделок, а это огромный поток информации, в режиме реального времени, то риски "загреметь под фанфары" для тех, кто захочет сфальсифицировать документацию, резко увеличатся. По задумкам правительства, этот механизм планируется вводить поэтапно, но уже к 2006 году использовать в полном объеме. С электроникой налоговики, кстати, уже давно дружат, и многие инспекторы уже взяли за правило требовать от бухгалтеров в обязательном порядке сопровождать балансы дискетами.
Кроме того, продолжится создание в России специализированных инспекций, которые будут контролировать уплату налогов крупных компаний, писать их "налоговые истории", которыми, кстати, буду начиняться особые электронные базы. Как утверждают наши источники, эта идея принадлежит руководителю Федеральной налоговой службы России Анатолию Сердюкову, начинавшему свою налоговую карьеру в качестве заместителя руководителя межрайонной инспекции МНС по работе с крупнейшими налогоплательщиками Санкт-Петербурга.
Что касается улучшения взаимодействия между налоговыми и другими силовыми органами власти - таможней, МВД, Службой судебных приставов, - то для ФНС это останется прежней святой обязанностью. В ближайшее время налоговики в рамках администрирования, вероятно, приступят к практической реализации идеи об упрощенном порядке ликвидации "мертвых" фирм, много лет не сдающих финансовую отчетность. "Под нож" эти фирмы будут уходить как минимум в течение месяца-двух.