06.10.2004 02:25
    Поделиться

    Ужесточены требования к соискателям ученых степеней

    - Владимир Николаевич, в середине 90-х сообразительные люди стали создавать общественные академии наук и лжеваки, где любой мог купить диплом доктора наук. Закончилась ли наконец многолетняя борьба ВАКа с академиями Черного и Белого Лотоса?

    - Мы добились внесения поправки в законодательство. Теперь в ст. 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" четко определены функции Высшей аттестационной комиссии: ВАК - единственная в России структура, которая уполномочена государством присуждать авторам кандидатских и докторских диссертаций ученые степени. Причем 52 сотрудника ВАКа не анализируют докторские диссертации и не выносят по ним решения. Этим занимается научная общественность: полторы тысячи ведущих ученых из экспертных советов, которые делают это на общественных началах. Аппарату ВАКа остается только техническая, хотя и очень важная работа, например, оформление документов о присуждении степеней.

    - Что еще нового появилось в деятельности ВАКа?

    - Мы сократили на треть число диссертационных советов и разделили их на две части. Сейчас это 2500 базовых диссертационных советов - те, что действуют в течение пяти лет по утвержденной номенклатуре специальностей. И экспериментальная резервная сеть из 900 диссертационных советов, которым позволяется работать не более двух лет. Мы внимательно следим за результатами последних и затем либо переводим в сеть базовых советов, либо предлагаем перейти на систему разовых защит.

    Это настоящая конкуренция между советами, она позволяет более серьезно относиться к делу. В прошлом году было отклонено около 7 процентов всех диссертаций.

    - Еще недавно кое-кто умудрялся защищать докторскую, не опубликовав ни одной научной статьи. Такое возможно сейчас?

    - Нет. С 1 июля этого года введена жесткая мера: если основные положения докторской диссертации, прошедшей защиту в диссертационном совете и представленной на экспертизу в ВАК, не опубликованы в ведущих научных изданиях, утвержденных Высшей аттестационной комиссией, диссертация не будет ни проходить экспертизу, ни защищаться. Все статьи в подобных изданиях должны рецензироваться ведущими специалистами в своей области. Сейчас таких журналов около тысячи. Это не так много, если учесть, что у нас в номенклатуре 418 специальностей.

    - За последние годы, если верить статистике, резко увеличилось число защищенных диссертаций по гуманитарным наукам. Чем вы это объясните?

    - В России меняется динамика воспроизводства высших научных кадров. И это очень тревожная тенденция. В 1993 году основное количество диссертаций защищалось представителями естественных и технических наук и только 23-24 процента приходилось на гуманитарные и общественные. В 2003 году, по данным ВАКа, в области экономики, педагогики и филологии защитились 60 процентов от общего числа докторских диссертаций!

    Действительно, на проведение исследований в области технических и естественных наук требуется больше средств. А без поддержки государства заниматься многими направлениями просто невозможно. Но в России на проведение научных исследований отпускается в 200 раз меньше, чем в США. И потому многие наши изобретения возвращаются к нам как ноу-хау из-за границы.

    - Россия стала участницей Болонского процесса. В Европе только одна ученая степень - докторская. Она соответствует нашей кандидатской. Будем ли мы приводить нашу систему в соответствие с европейской?

    - Я глубоко убежден в том, что двухступенчатая система присуждения ученых степеней, которая у нас существует, обязательно должна остаться. Наличие степени кандидата и доктора наук позволяет - и это мнение более чем 98 процентов научной общественности - сохранить научные школы и развивать их. Сегодня аспирантура и докторантура искусственно включены в уровень послевузовского профессионального образования.

    Мы могли бы изъять докторантуру из уровня послевузовского профессионального образования и назвать докторскую диссертацию высшей научной квалификацией. Лишь в этом случае мы полностью вписываемся в болонскую конфигурацию. У них будет степень "доктора философии", у нас - эквивалентная ей степень кандидата наук, а над нею - высшая научная квалификация: российский доктор наук. А показателем выполнения госстандарта в аспирантуре мы могли бы считать унифицированные экзамены кандидатского минимума. Сейчас ВАК заканчивает долгую и трудную работу: мы практически полностью обновили базовые программы экзаменов кандидатского минимума.

    - Нередко молодые люди идут в науку, чтобы не попасть в армию. Ничего хорошего науке это не приносит. Есть ли какое-то решение проблемы?

    - Конечно, пока не будет решен вопрос с профессиональной армией, молодые люди будут изображать научную деятельность, лишь бы избежать казармы. Пока вузы и НИИ, которые этим летом были лишены льгот, не получат эффективную экономическую поддержку, будут множиться коммерческие аспирантуры. Я уверен, что необходимо восстановить в определенной мере государственное регулирование подготовки научных кадров высшей квалификации, тщательное планирование приема в аспирантуру с учетом реальных возможностей научных коллективов.

    Только цифры

    За десять лет в России было открыто более 100 новых аспирантур, а число аспирантов увеличилось почти в три раза. Сегодня действует 1441 аспирантура, в которых обучаются 140 741 аспирант. Из них 827 работают в НИИ, 614 - в вузах.

    Поделиться