Еще большей сенсацией стали слова Юрия Росляка о том, что "после внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство" компания сможет землю выкупить. Таким образом, столичные чиновники впервые объявили о том, что земля в Москве может продаваться.
Все это случилось, повторимся, в Мюнхене, где проходят Дни Москвы в Баварии, а на всемирной выставке недвижимости "ЭКСПО-реал" представлен масштабный московский стенд. Московские земельщики знакомят потенциальных западных инвесторов со столичным законодательством и с возможностью участия в строительном бизнесе Москвы. Впрочем, какого-то огромного числа земельных участков, готовых перейти к иностранцам, как и новых амбициозных проектов (за исключением строительства "кольца высоток" - но это давно не новость) не было. Вероятно, сделка с "Порше", намеревающимся вложить в Россию 10 миллионов евро, как было заявлено на выставке, должна послужить примером для остальных. К тому же российское земельное законодательство претерпевает столь стремительные изменения, что для начала с инвестором надо провести "ликбез".
"Ликбез" получился интересным. Потенциальных инвесторов старались не посвящать в детали захватывающего процесса разграничений земли между Москвой и федеральным центром. Зато ему сообщили, что "Москва является не только самостоятельным субъектом Федерации, но и самостоятельным субъектом земельных отношений", и что "федеральная земля", например, на которой стоят здания Генпрокуратуры, ЦБ, Пенсионного фонда, находится у столичных властей в управлении. Далее инвестор мог узнать, что "основной формой частной собственности в Москве является аренда", право на которую еще нужно купить, а о том, что вместе с правом когда-нибудь будут продавать и саму землю, - инвесторы услышали, пожалуй, только из процитированных выше слов господина Росляка. Под "изменениями в Федеральном законодательстве" понимаются, вероятно, изменения выкупных ставок, которые Москва считает неоправданно низкими.
Как следует из материалов, представленных на выставке, московское правительство намерено вскоре сократить заводские территории в городе с 20,5 до 15 тысяч га, создав на этом месте жилые кварталы и парки. Кстати, кажется, эта позиция находит понимание и в федеральном министерстве промышленности и энергетики.
Переходный период, в котором находятся наши имущественные отношения, может, и смущает инвесторов, но больше побуждает самых активных действовать в расчете на будущее. Так, по столице ездят пока всего 280 "Порше" - автомобилей той самой фирмы, которая арендовала землю, но гектар Москвы, пусть даже и не в центре, а на пересечении Ленинградского шоссе и МКАД, видимо, сладок. Сам господин Росляк считает, что инвесторов влекут в Москву "ясные и прозрачные условия, выгодно отличающие ее от других субъектов Федерации", а также победа столичных чиновников над формализмом и бюрократией при оформлении земли. Первый заместитель мэра оперирует известной цифрой: в прошлом году в Москву пришло 14 миллиардов долларов иностранных инвестиций, что превысило ее собственный бюджет.
Иностранцам предлагают подумать не только о "кольце высоток", но и о не столь амбициозном, зато очень перспективном проекте: реконструкции ряда столичных гостиниц среднего класса. Общеизвестно, что российская столица не ориентирована на небогатого туриста, хотя и Париж, и Лондон, и те же Берлин с Мюнхеном не гнушаются развивать отели с 2 и 3 звездами. Возможно, сейчас эта тенденция будет подхвачена и Москвой.
Когда город и федеральный центр договорятся о разграничении земли и ее можно будет выкупать, это станет сигналом стартового пистолета и для самых осторожных.