ПАСЕ приняло резолюцию по терроризму

К сожалению, при обсуждении столь важной для всего мира темы не обошлось без скандала. Депутаты Рудольф Биндиг и Кевин Макнамара попытались перенести голосование по проекту резолюции на поздний вечер, когда российская делегация не была бы представлена в зале заседаний в полном составе. Меры, предложенные российской делегацией, представлялись некоторым европейским парламентариям слишком жесткими. Докладчик Константин Косачев настаивал на том, что любой террористический акт нужно расценивать как угрозу правам человека и демократии, поэтому никаких оправданий терроризму быть не должно. Позиция России была сформулирована четко: нельзя смешивать понятия "терроризм" и "национально-освободительное движение", так как для террористов жизнь человека, которая является наивысшей ценностью в демократическом обществе, - это всего лишь разменная монета.

Однако попытка перенести голосование не удалась. После горячей дискуссии резолюция была принята со следующим результатом: 32 голоса "за", 21 - "против" и трое воздержавшихся. Стоит заметить, что на момент принятия решения по такому важному для европейского сообщества вопросу, как противодействие терроризму, в зале было совсем мало депутатов (всего их 626 человек).

Вот несколько мнений участников заседания.

Майкл Хэнкок,
депутат Палаты общин Великобритании:

- Если бы доклад господина Косачева не прошел, а был возвращен в комитет, как того требовали Биндиг и Макнамара, это стало бы настоящим позором для ПАСЕ. Тогда единственным "выдающимся свершением" этой сессии было бы вступление Монако в Совет Европы. Я рад, что большинство депутатов проголосовали за принятие доклада. Противостоять терроризму поодиночке невозможно, и единственный путь - объединение усилий всех европейских государств. В борьбе с терроризмом не может быть никаких исключений.

Михаил Маргелов,
председатель комитета по международным делам Совета Федерации, вице-президент ПАСЕ:

- Дебаты были очень напряженными. Известна позиция господ Биндига и Макнамары, которые играют первую и вторую скрипку в юридическом комитете, что доклад руководителя российской делегации Косачева нужно было возвращать в комитет, а резолюцию принимать не надо. Позиция Биндига в отношении России абсолютно понятна: в психиатрии это явление называется "оральный автоматизм". Как только он слышит слово "Россия", он сразу должен сказать гадость. И тот факт, что докладчиком по терроризму выступает гражданин России, вызывает у Биндига реакцию быка на красную тряпку. И это несмотря на то, что в докладе господина Косачева нет слов "Беслан", "Чечня", "взрывы в Москве". Доклад скорее общий, чем частный, он полностью соответствует стандартам Совета Европы. И доклад, и резолюция служат основой для создания в Совете Европы подкомитета по противодействию международному терроризму, который должен разработать соответствующую европейскую конвенцию.

Мурат Зязиков,
президент Ингушетии:

- Важен взгляд на нашу проблему со стороны. Мы не всегда сходимся в определении терроризма - на Ближнем Востоке, в Америке и в России свое понимание. И тем не менее многие вещи в России Европа приветствует: например, создание института уполномоченных по правам человека в Ингушетии и Чечне. Мы надеемся, что Европа понимает: терроризм интернационализировался, и это показали события в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии. Важно, чтобы и борьба с терроризмом тоже интернационализировалась. Но этого пока нет. Борьба должна быть скоординированной, и я надеюсь, что дебаты в ПАСЕ помогут выработать общую позицию по борьбе с терроризмом.

Христос Пургуридес,
глава делегации Кипра в ПАСЕ:

- Терроризм серьезно угрожает демократии в Европе. Европа должна немедленно объединить свои силы в борьбе с терроризмом. А главное - ее следует начинать с борьбы с коррупцией. Пока любой террорист может спокойно подкупить офицера службы безопасности аэропорта и за сотню долларов пронести оружие в самолет, борьба с терроризмом не будет успешной.