12.10.2004 04:30
    Поделиться

    Действующие или исполнители?

    Если смотреть на вещи с сугубо формальной точки зрения, то процедура прихода губернаторов к власти скоро будет напоминать свадьбу в приличном семействе. Сначала благословение отца родного, а потом в ЗАГС. То есть в ЗС (Законодательное собрание, Думу, Совет - в общем, региональный парламент). И попробуй потом отвертись, если вздумаешь разводиться или просто дебоширить...

     

    Практика любит подправлять теорию. Очень многое у нас в стране решают кадры. Одно дело - голосистые тетки в исполкомовских рюшах и с лентами через плечо, которые желают брачующимся "мирного неба над головой" и тыкают указкой в гроссбух: "Молодые, распишитесь!" У них при всей их малосимпатичности за плечами опыт и какая-никакая власть.

    Совсем другое дело - депутаты регионального уровня. К неожиданно свалившейся на них роли "вершителей судеб родного края" они, похоже, готовы лишь условно. К тому, чтобы оказаться в фокусе общего внимания, - тоже.

    А придется. И, видимо, только ценой больших усилий и долгих стараний региональным депутатам удастся (если удастся) обрести в обществе должный вес и авторитет.

    Сейчас, как пояснил "РГ" руководитель Агентства регионального развития Ростислав Туровский, к выполнению новой функции - практического участия в назначении губернаторов - ЗС не готовы. Прежде всего потому, что от них этого изначально не требовалось. Политические системы в регионах всегда развивались в сторону моноцентризма: малые и большие "планеты" вращались вокруг Губернатора Красное Солнышко. Законодательная власть же была "придавлена" весом власти исполнительной, а в достаточно аморфный региональный парламент входили "с миру по нитке" деловая элита, чиновники, интеллигенция, особо яркие оппозиционеры и т.д. Более того, политолог уверен: структуры региональных вселенных не изменятся и после перехода к новым избирательным правилам. Разве что центр притяжения переместится выше и дальше по вертикали - в Москву.

    Как считает Туровский, состав ЗС будет меняться не в связи с изменением их роли, а из-за повсеместного их перехода на смешанную систему выборов (в будущем, возможно, и целиком на пропорциональную). Вместо влиятельных одномандатников в борьбу вступят партии, что естественным образом приведет к созданию нескольких "центров притяжения" и к их борьбе (впервые в истории ЗС). Однако вовсе не обязательно ЗС станут при этом "центрами оппозиции" по отношению к власти, хотя единичные случаи споров с президентом и не исключены. Скорее всего, будет разработана и успешно применена на практике новая модель "управляемого многопартийного парламента". Партия власти, построенная в одну колонну, уступит место сразу нескольким политдвижениям, на которые центр будет в равной мере делать ставку. Эти блоки, коалиции и т.п. и создадут основу парламентов, а "внесистемные" конкуренты окажутся отсеченными на этапе голосования. Собственно говоря, недавний опыт выборов Тульской области подтверждает, что такая схема и возможна, и жизнеспособна.

    А как же проигравшие и отстраненные? Ростислав Туровский уверен, что отставные губернаторы и прочие жертвы избирательных реформ тоже будут при деле. Более того - очень немногие из них уйдут в оппозицию и займутся фрондой. "Кремль довольно аккуратно относится к кадрам, о чем свидетельствуют даже последние назначения полпредов. Властную элиту регионов тоже будут тасовать, но не выкидывать на помойку, - считает политолог. - В целом будет сформирована типичная номенклатурная система, по многим параметрам похожая на советскую и работающая по принципу "никто не забыт, ничто не забыто".

    Что касается первых лиц регионов, то здесь возможны варианты. За все время существования новой России и системы демократических выборов радикальной перетряски региональных элит по сути не происходило: два-три губернаторских срока - не исключение, а скорее правило. Теперь же, по мнению руководителя Центра изучения элиты Института социологии РАН Ольги Крыштановской, состав губернаторов и, следовательно, их свиты будет сильно изменен.

    Вместе с тем при выдвижении кандидатуры на должность руководителя региона центр будет неизбежно втянут в процесс согласования конкретной фигуры с конкретными представителями субъекта Федерации, и местная элита не упустит случая "продавить" своего протеже. В глазах граждан легитимность таких "посаженных" губернаторов будет объективно ниже, чем избранных народом. В ряде случаев (особенно при социальном неблагополучии региона) протесты неизбежны, чего, естественно, Москва допускать не хотела бы. Один из способов повысить управляемость - слияние нескольких субъектов, о чем сейчас говорится все более настойчиво.

    Как считает директор Института социологии РАН Леокадия Дробижева, наиболее проблемными для смены региональной элиты станут национальные республики. Их образование в составе России было вынужденной мерой на волне "парада суверенитетов".

    Сейчас, конечно, сепаратистских настроений в России практически нет, однако недальновидная политика центра может привести к их некоторому подъему (правда, вероятность такого сценария Дробижева оценивает "не более чем в 10 процентов").

    К тому же идеология региональных элит в вопросе независимости сейчас радикально изменилась - откалываться от России им смысла нет, ни политического, ни экономического.

    Эксперты сходятся во мнении: избирательные реформы не приведут на местах к катаклизмам и походам "стенка на стенку". Элита, которая придет на смену нынешней, будет отличаться одним ярко выраженным качеством: лояльностью центру. Кстати, уже не раз случалось, что "ярко-красные" губернаторы, придя к власти, плавно становились "просто хозяйственниками", а к следующим выборам меняли политическую ориентацию и переходили в ряды партии власти. То же самое, по-видимому, будет происходить и с другими представителями элиты, которые наверняка поумерят свои властные амбиции ради сохранения хоть каких-то управленческих рычагов.

    Но все это дело пусть недалекого, но будущего. О том же, каков на сегодняшний день "исходный материал" для строительства новой избирательной модели и что представляют собой люди, на которых будет возложено решение вопроса о первых лицах регионов (а значит, и об их дальнейшей судьбе), рассказывают собкоры "РГ".

    Поделиться