Общая протяженность внутренних водных путей России составляет более 101 тысячи километров. Речные судоходные пути России имеют важное значение для развития евроазиатских транспортных коридоров - по Волге, Волго-Балтийскому и Волго-Донскому водным путям в навигационный период осуществляются интенсивные перевозки внутренних, внешнеторговых и транзитных грузов. А между тем по рекам у нас перевозится всего 4 процента от общего объема грузоперевозок (для сравнения: в Германии - 19 процентов, в Бельгии - 10 процентов).
Правительство намерено в корне изменить ситуацию. В 2006-2015 гг. должны завершиться рыночные реформы на речном флоте и внедрение российских водных путей в мировую транспортную систему. Чтобы решить проблемы сектора, минтранс предлагает сократить государственное участие, оставив ему только функции охраны природы и ремонт. А собственно, транспортные услуги на реках должны предоставлять частные компании; они же должны вкладывать деньги в судостроительство.
Инвестиции в развитие речного флота и внутренних водных путей России до 2010 года составят около 16 миллиардов рублей. Свыше 95 процентов этих денег будет выделено из федерального бюджета.
В программе, разработанной Минтрансом России, отмечается, что одной из главных задач министерства является "подготовка внутренних водных путей России для их интеграции в систему международного транспортного коридора "Север-Юг" (Индия - Иран - Россия - Северная Европа).
На средства от госинвестиций планируется построить вторые нитки каналов Кочетовского гидроузла и Нижне-Свирского шлюза, низконапорной плотины на Городецком гидроузле на Волге и Дону, сообщает источник. По расчетам экспертов минтранса, реализация проектов позволит в два раза увеличить пропускную способность гидросооружений европейской части внутренних водных путей. Объем перевозимых грузов в направлении Каспий - Волга - Дон - Азовское и Черное моря и Каспий - Волга - Балтика возрастет в 1,5 раза по сравнению с 2003 годом и превысит 230 миллионов тонн.
Темпы развития перевозок грузов речным транспортом в период до 2005 года будут выше по сравнению с другими видами транспорта главным образом за счет увеличения объемов транспортировки строительных грузов, поскольку, по прогнозам, предусмотрен опережающий рост капитальных вложений в строительство. Объемы перевозок этих грузов увеличатся как внутри субъектов Федерации, имеющих выход к Волге, так и между ними. Возрастут также перевозки из Прикамья в Центральный и Северо-Западный районы, из Северо-Западного и Северного районов в пункты Поволжья.
Эксперты прогнозируют рост - как во внутреннем сообщении, так и на экспорт - потоков продукции целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и лесной промышленности с предприятий Поволжья, Волго-Вятского и Уральского районов, цемента из Поволжья, минеральных и химических удобрений, химической продукции с предприятий Поволжья и Урала.
В рамках концепции развития внутреннего водного транспорта РФ в ближайшей перспективе планируется переключить на внутренние водные пути до 10 процентов евроазиатских перевозок между странами, что может принести стране до 3 миллиардов долларов в год. Этому, безусловно, будет содействовать частичное открытие к 2007 году внутренних водных путей для судов под иностранным флагом от Азова до Астрахани, а к 2010 году - от Волгограда до Санкт-Петербурга.
Поэтапное открытие внутренних водных путей является элементом политики правительства РФ по углублению международной экономической интеграции.