- Елена Николаевна, неужели такие "мэтры образования", как МГУ, нуждаются в каких-то проверках?
- А почему мы должны делать для них исключение? Процедура одинакова для всех. Единственная уступка, которую мы сделали для МГУ и СПбГУ, отмечая особый уровень доверия, - аккредитовали их по результатам так называемого самообследования. Вузы сами подготовили полную информацию о своей деятельности, материалы собственных проверок, а мы на основе этого сделали вывод. Кстати, чтобы внешняя комиссия смогла оценить МГУ, потребовался бы целый год! А вот Бауманка проходила комиссию по всем правилам. Доказано качество преподавания не только профильных технических, но и несвойственных этому вузу гуманитарных дисциплин.
- Отрицательные решения были?
- Конечно. Мы отказали в повышении статуса до академии Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова. Отказали в государственной аккредитации негосударственному Институту истории культур. Отложена аттестация и аккредитация для Межотраслевого института подготовки кадров и информации, а также для Института экономики и предпринимательства. Филиал Московского государственного открытого университета в Махачкале и филиал МАИ в Ахтубинске тоже пока не аттестованы и не аккредитованы. Причина - нарушение лицензионного норматива по предельному контингенту обучающихся. Та же участь постигла и 18 средних специальных учебных заведений.
Важное решение было принято по Российскому государственному торгово-экономическому университету. Еще в июле 2004 года мы признали качество подготовки специалистов как соответствующее требованиям. А вот в аккредитации отказали. Претензий к базовому вузу не было, но проблемными оказались около двадцати его филиалов. Шесть из двенадцати аккредитационных показателей у них были слишком низкими. Это очень много, настоящий форс-мажор. Мы засомневались в устойчивости вуза. Предложили ректору подготовить план развития образовательного комплекса с учетом всех филиалов. На нынешней коллегии обсудили этот план. Теперь часть филиалов будет реализовывать только программу среднего профессионального образования, в остальные будут приглашены преподаватели высшей квалификации. Но главное: на развитие и реализацию плана учредитель - министерство экономического развития и торговли - выделил 170 миллионов рублей. Вуз аккредитован, через пять лет проверим, как выполняется план.
- Сколько филиалов должно быть у вуза, чтобы насторожить вас?
- Все зависит от системы управления. Кто-то не справляется и с одним, а у кого-то их десять - и все в порядке. Вот, например, у Современной гуманитарной академии почти 200 филиалов. Правда, там дистанционная форма обучения. И, между прочим, уже возникают вопросы по качеству подготовки выпускников. Вообще для нас важно не количество филиалов, а качество реализации программы высшего образования.
- Если вуз лишили лицензии, то он должен прекратить образовательную деятельность. Проще говоря, закрыться. А куда деваться студентам?
- Мы "наказываем" прежде всего те вузы, где нарушаются как раз права студентов. Основная ответственность лежит на ректоре и учредителе. Это их нарушение, студент здесь ни при чем. Но мы готовы и всячески помогаем пристраивать учащихся в вузы с таким же профилем. Работаем вместе с Ассоциацией негосударственных вузов и с Советом ректоров. Известный прецедент с Воронежским экономико-правовым институтом: 12 тысяч студентов оказались на улице. Потребовалось полгода для наведения в вузе порядка. Многие были переведены в другие учебные заведения. Сейчас все в институте приведено в соответствие с законом, лицензия и госаккредитация восстановлены.
- При переводе в другой вуз сохраняется форма обучения?
- Да, конечно. Если пострадал студент-бюджетник, то он и в новом вузе будет учиться бесплатно. Если это контрактник или студент коммерческого вуза, то даже в государственном учебном заведении он переводится на платное отделение.
- А что происходит с выпускниками, у которых на руках диплом вуза, которого впоследствии лишили аккредитации. Сложнее устроиться в жизни?
- Не думаю. Ведь диплом-то они получили государственный. К ним никаких претензий нет. Ведь при аккредитации определяется не качество знаний студента, это не итоговая аттестация выпускника, а определение уровня образовательной услуги. Конечно, страдает имидж вуза, и этот резонанс может негативно повлиять на работодателя. Но с другой стороны, каждая фирма может определить уровень подготовки кандидата на должность своими способами и решить, принимать его на работу или нет.
- По словам руководителя службы Виктора Болотова, сегодня лицензии на образовательную деятельность выдаются всем, кто предъявляет необходимые документы. Но при проверке вузов не только изучают документы, но и тестируют студентов. Как это происходит, и что таким образом вы выясняете?
- Мы выясняем, как усваивается та или иная образовательная программа. Существует база тестовых материалов по специальностям юридического, экономического и управленческого профиля. Около двухсот вузов уже прошли тестирование. Для каждого студента из выбранной группы специалисты Центра тестирования готовят индивидуальное задание. Из специальности берется 3-4 дисциплины. Допустим, по юриспруденции это гражданское, уголовное и трудовое право. Если студенты ответили только на 20 процентов вопросов - это повод для того, чтобы не аттестовать специальность.
- На что в первую очередь обращаете внимание при проверке? Какие основные критерии?
- При аттестации - это несоответствие рабочих учебных планов требованиям стандартов. Причем мы проверяем не только сами планы, но смотрим и расписание. Ведь план тоже можно по-разному написать. Один - для комиссии и совершенно другой - для жизни. Обращаем внимание на учебную нагрузку преподавателей, смотрим зачетные книжки студентов. При лицензировании отмечаем соблюдение определенных нормативов: наличие санитарных условий, противопожарной безопасности. Необходимое условие - количество и образовательный ценз преподавателей по определенной образовательной программе. Чтобы не случалось таких парадоксов, когда преподаватель физкультуры читает студентам лекции по гражданскому праву.
комментарий |
Владимир Зернов,
председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского Нового университета:
- Сейчас в России зарегистрировано 630 государственных и 600 негосударственных вузов, из которых 430 аккредитованных. Вроде бы аккредитация для вузов - вопрос чрезвычайной важности: лишь аккредитованные вузы имеют право выдавать аттестат государственного образца, а также предоставлять отсрочку от армии студентам. Однако многие из неаккредитованных вузов вовсе не претендуют на аккредитацию, так как работают по авторским программам и вполне довольны сохранением такого "статус-кво". Мы никак не можем повлиять на них, да и не ставим перед собой такой задачи. А вот на что Ассоциация негосударственных вузов способна повлиять - так это на то, чтобы соблюдались равные требования при аккредитации по отношению к государственным и негосударственным вузам.
Раньше нам приходилось сталкиваться с пристрастным отношением к себе. Когда в недрах бывшего министерства образования была создана так называемая "полиция качества", ее главной мишенью стали именно коммерческие вузы. Почему-то из 21 высшего учебного заведения с приостановленной лицензией все оказались негосударственными. В итоге ни один так и не был закрыт, однако нервы людям попортили.
Теперь проверки проходят более объективно. Хотя мы тоже наблюдаем немало странностей. Взять хотя бы последнюю аккредитационную коллегию. Что меня удивило, так это невысокие показатели по целому ряду специальностей у таких "монстров", как МГУ и Санкт-Петербургский госуниверситет.
Есть претензии и к проводимым проверкам. Считаю, что тесты при проверке отдельных специальностей составляются однобоко. Например, берется один учебник, а студенты учатся совсем по другому. Они не обязаны воспринимать учебник как истину в последней инстанции. Так что тесты зачастую составлены некорректно, а их результаты вообще не соответствуют действительности. Или такой момент: проверяются, скажем, так называемые "остаточные знания" - что осталось в голове студентов после сдачи зачета или экзамена. Так вот, в одном случае после экзамена прошло полгода, а в другом лишь месяц.
Аккредитационные коллегии всегда выдвигают много претензий к названиям вузов, и это мне кажется правильным. Что это за "международный университет", когда он действует в черте Садового кольца и никаких связей с зарубежными университетами у него нет?
Мне кажется, что для аттестации вузов надо использовать что-то вроде единого госэкзамена, проверяя по одинаковым тестам всех студентов.