СПС ставит на регионы

"Союз правых сил" не намерен покидать политическую арену. Новая стратегия партии, принятая еще в январе 2004 года, себя оправдала: решение активизировать работу на региональном уровне привело сразу к нескольким политическим победам. Вслед за удачными для правых выборами в Тульской области фракция СПС появится и в Законодательном собрании Иркутской области.

 

Результаты выборов в Законодательное собрание Тульской области стали первой значимой победой СПС после поражения на парламентских выборах 2003 года. На выборах 3 октября партийный список СПС в Тульской области набрал более 6 процентов голосов, и еще два кандидата от СПС победили в одномандатных округах.

В минувшее же воскресенье прошли выборы в Иркутское областное Законодательное собрание. Блок "За родное Приангарье", созданный региональным отделением "Союза правых сил", поддержали около 7 процентов избирателей. Одновременно с этим СПС с неплохими результатами принял участие в выборах Госсобрания Республики Марий Эл.

Тем самым "Союз правых сил" опроверг тезис о том, что либеральная идея в России исчерпала себя, население соскучилось по "твердой руке" и единовластии. Эта мысль появилась вслед за результатами парламентских выборов 2003 года, когда потерпели поражение все демократические силы. Однако такая ситуация в нашей стране уже имела место. К примеру, партия "Демократический выбор России", прошедшая в Думу в 1993 году, проиграла в 1995-м, и многие уже видели в этом крах либерального движения в России, предрекая ДВР на следующих выборах очередной провал. Вопреки этому, в 1999 году "Демвыбор России" вновь был представлен в Думе.

Сегодня можно говорить не только о восстановлении прежних позиций правых сил, но и о завоевании новых. Победа в Туле - это победа в регионе, который исконно причислялся к "красному поясу". Тульская область традиционно поддерживала КПРФ и другие левые движения. Сегодня же 10 процентов от состава депутатского корпуса Тульского областного ЗС насчитывает фракция "Союза правых сил". Интересно, что если СПС получил в Туле 5 депутатских мест из 48, то "Единой России" достались 12 - при неизмеримо более мощных административных и финансовых ресурсах, которые партия большинства смогла себе позволить на этих выборах.

За год, с момента парламентских выборов, рейтинг СПС в Тульской области вырос в два раза, в Иркутской - в 2,5. Возможно, причина этого кроется не только в активизации работы СПС в регионе, но и в пассивности некоторых политических сил, вспоминающих о своих избирателях лишь в преддверии парламентских выборов. К сожалению, на иркутских выборах от объединения с СПС отказалось "Яблоко" и потеряло места в Собрании. Не случись этого, представительство демократических сил в Иркутском Заксобрании было бы куда более весомым.

Если первая победа в Туле могла быть воспринята как сенсация, то вторая, в Иркутске, ясно дала понять: речь идет о заслуженных и правомерных результатах деятельности. Новая тенденция - политические победы в регионах - является результатом новой политики СПС, чье внимание сегодня направлено, что называется, в глубинку.

Ведь реальная политическая деятельность сегодня перемещается в регионы, где усиливается роль законодательной власти. Не исключено, что институт депутатов-одномандатников и тут будет упразднен, и региональные парламенты начнут формироваться исключительно по партийным спискам - и каждая федеральная партия вынуждена будет уделять гораздо больше внимания именно работе со всеми, а не только со столичными избирателями. Кроме того, законодательные органы субъектов Федерации берут на себя роль утверждения предложенных президентом кандидатов на роль губернаторов и глав республик. С одной стороны, это означает, что влияние федеральных политических сил на региональную исполнительную власть также будет возможно лишь через представительство в законодательных собраниях и думах. С другой стороны, для утверждения представленного кандидата нужно будет активнее взаимодействовать с федеральными партиями, представленными в региональных парламентах.

"Союз правых сил" в отличие от многих политических образований всегда оставался партией, готовой не только заявлять о своих позициях и критиковать или поддерживать действующую власть. Мы были и остаемся партией дела и партией ответственности за свои слова и поступки. Именно поэтому после провала на думских выборах СПС достаточно долго оставался в тени, решая для себя: как действовать дальше, если привычная форма работы уже не устраивает нашего избирателя.

Отсюда появилась новая стратегия деятельности: активизация работы в регионах. Именно здесь политики наиболее близки к своему избирателю. Результаты их работы - значимы и конкретны, ощутимы для каждого отдельно взятого гражданина. Региональные органы законодательной власти менее многолюдны, каждый депутат - на виду, и каждый берет на себя большую долю ответственности перед избирателем, чем один из четырех сотен рядовых - и безымянных для большинства населения России - членов Государственной Думы.

Новый подход к региональной политике партии себя оправдал. Результаты выборов в Тульской и Иркутской областях продемонстрировали: демократическая идея в России не только не умерла, она начинает набирать новые обороты, демократы востребованы не только в традиционно "правых" регионах.

Что же касается выборов 2007 года, то уже сложившаяся тенденция чередований побед и поражений правого движения в России и успешное начало этого политического сезона позволяют надеяться: вне зависимости от успехов и неудач политических лидеров идеи свободы и демократии в России были и будут востребованы.