- Леонид Александрович, комментируя в "РГ" недавнюю ситуацию с двумя женщинами, которых бдительные пассажиры потребовали снять с самолета, вы упомянули термин "терроромания". Расскажите об этом подробнее.
- Терроромания - это когда ужас террора охватывает большие массы населения и начинает овладевать чувствами и умами многих людей, подчас даже без повода к тому. Недавно я ехал поздно вечером в метро. Народу было мало, в вагон вошла кавказская женщина. Мне показалось, что это была черкешенка. Причем она была беременна и очень напряжена. Похоже, ей самой было страшно, что люди примут ее за шахидку. И знаете, что она сделала? Распахнула свою курточку, оттянула кофточку на животе, чтобы все видели, что это просто живот беременной женщины. И тем не менее трое мужчин среднего возраста, крепкого телосложения вышли из вагона, двое остались на платформе ждать другой поезд, а один просто перешел в соседний вагон.
Хотя то, что они вышли, можно и не расценивать как испуг. Возможно, это просто осторожность и ответственность. Ведь кем бы ни была эта женщина, люди не могут рисковать собой, у них свои дела, свои семьи. Но говоря о "терроромании", для начала нужно ответить на вопрос - надо ли граждан призывать следить друг за другом.
- Вы имеете в виду бдительность? По этому поводу недавно ВЦИОМ сделал опрос, из которого выяснилось, что 70 процентов респондентов согласны с призывом быть бдительными.
- Знаете, о чем свидетельствуют эти цифры? О страхе. Когда человек соглашается быть бдительным, это значит, что он очень хочет опираться на других бдительных людей. Он следит, все следят друг за другом, то есть он как бы защищен. Он уже часть какой-то группы, и поэтому ему немножко спокойнее. И я думаю, что эти 70 процентов - это "тревожные" и "горестные" люди.
Самая тяжелая реакция на террор у тех, кого я называю "горестными". Это люди склонны при всякой неприятности (даже небольшой) испытывать мучительное, тяжелое чувство горя. И поэтому, конечно, ситуация террора резко осложняет их жизнь. Самое эффективное для них средство - обращение к религии. Необязательно быть верующим. Необязательно соблюдать все религиозные правила. Достаточно прийти в ближайшую церковь, и само ощущение приближенности к Богу позволит им почувствовать божественную защиту от горести. Как правило, "горестные" люди - чрезвычайно художественные, очень тонко чувствующие мир.
Следующая группа - "тревожные" люди, которые обладают тревожностью характера. Я, например, сам отношусь к таким людям. Еще одна группа - "испуганные". По мере того как они приобретают опыт успешного преодоления тревожных ситуаций, избавляются от своего испуга. Кстати, именно на этих людей больше всего влияют СМИ, они или нагнетают испуг, или освобождают от него.
Дальше идет группа "отважных" людей, у которых критическая ситуация создает чувство противодействия страху. Именно среди них бывают те, кто в критических ситуациях может помочь другим людям. У них пробуждается тяга к другим людям со стремлением помочь и разделить с ними их горе. Наконец, есть люди "героические", для которых безопасная жизнь просто пресна.
- Есть мнение, что нашему народу не свойственна паника, жуткий страх перед террором. Просто в силу особенности характера, просто потому, что многие из нас фаталисты и рассуждают так: "будь что будет". Вы согласны?
- Мне кажется, нашему народу ужас террора не так страшен, как европейцам. Не так страшен, потому что, во-первых, последние столетия мы живем в ситуации постоянного террора. Во-вторых, сама жизнь часто терроризирует нас низкими зарплатами, вероятной безработицей и нагнетает у нас те эмоции, которые обслуживаются теми же нервно-психологическими системами организма, которые должны реагировать и на ужас террора. Более того, мы накопили внутри себя колоссальнейший опыт контролирования этих чувств и противодействия чувствам ужаса.
- Недавно мне пришлось беседовать с израильтянами, с людьми, которые постоянно живут в этом кошмаре. Меня поразило, что после теракта они не боятся выходить на улицы, а наоборот, как будто назло террористам идут в те места, где случился теракт.
- Да, у них колоссальный опыт. Я был там полтора года назад. Понимаете, в Израиле за время его существования возник совершенно особый этнос. После каждого теракта у них у всех, тотально у всех, резко возрастает чувство энтузиазма, чувство сплоченности, они создают такое бесстрашие... После терактов я ходил по ночному Иерусалиму, Тель-Авиву и удивлялся тому, сколько людей абсолютно разных возрастов гуляют по улицам. Они утверждают в себе свою отвагу и смелость и внутренний свой протест не только против страха (страха у них уже нет), а именно против того террора, который им навязывается. Там достаточно большая рождаемость, они этого не боятся. Это происходит благодаря тому, что этот этнос наконец-то обрел право на свое прошлое. Они живут сейчас на своей исконной территории. В этом этносе, мне кажется, нет таких людей, которых я назвал "горестными". Поэтому хорошо изучать их опыт, но в большинстве случаев мы, к сожалению, не можем его использовать.
- Так как же быть? Как себя вести? Чем ответить террору?
- Каждый человек должен заниматься своим делом, и это очень хороший способ против ужаса террора. Это такая личная психотерапия. Ужас террора рождает два чувства - недоверие, страх по отношению друг к другу или чувство сплоченности, дружбы. Если человеку страшно, тревожно, он должен просто больше увлечься своей личной жизнью и своим личным делом. Очень важна любовь к людям, к ближнему, и поэтому массовым ответом на террор может быть чувство любви и доброты к окружающим, а не подозрения.
Кстати, общество и люди в целом склонны к этому. Не случайно, когда происходят теракты или катастрофы, люди сплачиваются. Как было в Москве: во время "Норд-Оста" незнакомые люди на улицах спрашивали друг друга - ну что там, как там?
И еще, ответом террору может быть рождение детей. Это будет разрушать основной тезис террористов - уничтожение нас. Да и трудности воспитания детей отвлекут от любого ужаса. Нельзя быть жертвами Геббельса, который говорил, что "мы сможем победить Россию, только когда каждая русская женщина скажет себе - у меня нет финансовых возможностей для воспитания своих детей". Давайте вспомним, что расцветы России были после демографических взрывов, когда массово рождались дети, и не только в дорогих квартирах, но и в курных избах. Что, кстати, не мешало им становиться дельными, а иногда и выдающимися людьми.