Хотели бы вы учиться за границей?

Ирина Иванцева, заместитель министра образования Хабаровского края:

- Прежде надо подумать, где применить полученные знания. Останетесь ли вы за границей или вернетесь? Где сможете потом работать - с учетом больших затрат на полученное обра-зование. Пожалуй, скорее, привлекает, но не взамен российскому образованию, а в части углубления, стажировки, дополнительной подготовки. У нас есть примеры - отправили детей, они возвращаются из Израиля, где программы не соответствуют нашим, и вынуж-дены добирать, досдавать экстерном то, что не изучали там.

Светлана Прилукина, студентка, Южно-Сахалинск:

- Я уже год училась по программе обмена. Иностранный там хорошо попрактиковала. А работать-то все равно придется в России. У них там конкуренция между специалистами знаете какая? А у нас молодые пока и так могут неплохо устроиться.

Елена Кондратьева, советник юстиции, Благовещенск:

- Мне не хочется, чтобы дети покидали Россию и семью - это больно. И потом, наши аттестаты и дипломы там никому не нужны. Медики из Благовещенска, уехав в Америку, долго переучивались. По-моему, Россия может и сама обеспечить обучение и трудоуст-ройство своих граждан - во имя своего же будущего.

Елизавета Телушкина, директор департамента предпринимательства правительства Хабаровского края:

- Я хотела бы получить второе образование, и хорошо бы за рубежом, чтобы усовершенствовать свой английский. Учу его много лет. А что касается специальности, на мой взгляд, базовое образование надо получать в своей стране, где основные институты и университеты дают всестороннее обучение. Ни один американский университет или колледж не даст знаний такого качества, как МГУ, МГИМО или МВТУ имени Баумана.

Дети моих зна-комых учились за границей. Опираясь на их мнение, скажу, что качество знаний там иное. Школьник в Англии выбирает предметы по вкусу и по силам. А у нас действительно все-сторонне учат. Иностранные специалисты никогда не заткнут за пояс наших - может, в узком вопросе знает что-то лучше меня, но я никогда не испытывала чувство смущения или неполноценности за свое образование. В области стратегического планирования я не хуже специалист, чем иностранцы.

Иное дело, что они превосходят нас в финансах, в информационном обеспечении.

Иван Комогорцев, учащийся, Владивосток:

- Нет. Не знаю английский, а без языка там делать нечего. Лучше пусть реформируют нашу систему образования: зачем мне дают ненужные темы по математике, если я хочу поступать в гуманитарный вуз?