7 : 1 в пользу Португалии

Среди сотен гудков проезжающих по ночному городу машин совсем неприметно выглядели группы людей с российскими флагами. Люди шли, понурив головы, молча курили, зло сплевывали, что-то резко говорили в мобильные телефоны, изредка поднимали глаза, наблюдая праздник на чужой улице. Кто-то из наших с остервенением бросил на землю значок с талисманом ЕВРО-2004, кто-то тихо сказал: "Как стыдно"... Остальные спешили в гостиницу за вещами, чтобы уехать в аэропорт и там ожидать дневных рейсов в Россию. Подальше от этого пронзительного веселья.

А ведь еще днем, накануне отборочного матча чемпионата мира по футболу 2006 года между португальской командой и сборной России, столица Португалии казалась совсем чуждой праздника. Лиссабон действительно изменился со времени окончания европейского футбольного первенства. На улицах уже не было ярких флагов и афиш, призывающих посетить игры ЕВРО-2004, в магазинах исчезли с полок сувениры с логотипом турнира, да и разноразмерных полотнищ с государственной символикой в окошках лиссабонских домов стало намного меньше.

Пожалуй, только телевизионные ролики с фрагментами самых ярких моментов прошедшего первенства да призывы наставника португальской команды Луиша-Фелиппе Сколари прийти на стадион и поддержать свою сборную напоминали о предстоящей игре хозяев поля с российской командой.

Аршавин
не прочь вернуться...
через год

В июне сборная России свой матч с португальцами проводила на "стадионе Света" - шикарной арене "да Луж", принадлежащей столичной "Бенфике". Тогда наша команда проиграла - 0:2, а матч запомнился удалением нашего голкипера Сергея Овчинникова. Нынешняя встреча выдалась другой не только потому, что Овчинников остался в Москве, а состав со времени европейского первенства претерпел серьезные изменения. Матч проходил на арене другого лиссабонского клуба - "Спортинга". Пятидесятитысячник "Жозе Алваладе" носит имя одного из основателей этого клуба и его третьего по счету президента. Арена стоимостью 79 миллионов евро принимала полуфинал чемпионата Европы, в котором хозяева турнира переиграли голландцев. Примечательно, что в мае 2005 года на "Жозе Алваладе" состоится финальный матч Кубка УЕФА. Об этом вспомнил Андрей Аршавин, который в составе питерского "Зенита" имеет хороший шанс выйти на поле лиссабонского красавца-стадиона.

Обида сильней патриотизма

Уже за три часа до игры прекрасный зеленый сквер, который тянется от площади с монументом героям войн до стадиона, начал заполняться болельщиками. Они шли большими группами, скандировали: "Португал! Португал!" и улыбались. Футбол снова пришел в Лиссабон, и снова фанаты верили, что их команда победит. "После Лихтенштейна нам нельзя играть даже вничью. Надеюсь, вы не обидитесь", - говорили мне местные любители футбола, когда узнавали, что я из России. Правда, билеты на игру расходились из рук вон плохо. И это несмотря на то, что к фанатам обращались игроки сборной Португалии и их тренер Сколари. В своих обращениях футболисты просили прощения у нации за позор в Лихтенштейне и обещали исправиться. Но португальцы обиделись серьезно, и многие предпочли смотреть игру дома, выражая тем самым свое неуважительное отношение к национальной команде. Не помогла даже экстренная мера - было объявлено о снижении цен на билеты, что здесь не принято. Но даже возможность болельщиков сэкономить на билетах не обеспечила аншлага.

По московскому времени игра проходила глубоко за полночь, и перед ее началом Георгий Ярцев пошутил: "Главное, чтобы ребята не заснули на поле". Как в воду глядел...

Отчислен. По собственному желанию

У матча, как я уже сказал, был особый подтекст. Дело в том, что после чемпионата Европы кадровые проблемы в рядах вице-чемпионов континента стали заметны даже непрофессионалам. Команда лишилась нескольких футболистов, от которых на протяжении долгих лет зависела ее игра. Ушли, судя по всему навсегда, Луиш Фигу, Руи Кошта, Фернанду Коуту. А некоторых игроков, которые остались у Сколари, чиновники местной федерации футбола обвинили в том, что у них нет желания играть с полной самоотдачей. "Они выходят на поле, чтобы набить себе цену", - произнес накануне матча с россиянами глава португальской федерации. Игрокам пригрозили санкциями вплоть до отчисления "по собственному желанию". По мнению функционеров, те игроки, которые не будут хорошо проявлять себя, сами должны понять, что им не место в сборной. "Они должны найти в себе мужество и отказаться от приглашения в сборную".

Любой исход, кроме победы, мог стоить тренерского кресла и Сколари, а потому он очень серьезно подошел к тренировкам. Судя по всему, бразильский специалист, очень щепетильно относящийся к своей репутации, нашел нужные слова, и в матче с командой Ярцева португальская команда предстала эдаким раненым зверем, готовым растерзать любого, кто встанет у него на пути.

Русские идут

Поклонников нашей команды по городу бродило довольно много. Небольшими группами, по 5-10 человек, они сидели в кафе, фотографировались у монументов, которых в Лиссабоне изобилие, и поглядывали на часы. За два с половиной часа до начала матча, объединившись в подобие колонны, около ста болельщиков с российскими флагами прошли своеобразным маршем от центра города до стадиона. Всю дорогу их сопровождала группа улыбчивых португальцев, с виду вполне обычных горожан, которые на деле оказались полицейскими из специального отдела, контролирующего футбольные матчи. Но никаких проблем российские туристы властям на доставили.

Среди россиян нашлись и поклонники Луиша Фигу, идола португальских фанатов. Бизнесмен из Москвы, представившийся Сергеем, показал громадную пластиковую коробку, на которой красовался портрет Фигу. А в коробке - футболка Луиша и специальный сертификат, который свидетельствовал, что именно в такой майке выходил Фигу на поле в матчах за сборную своей страны. Всего изготовлено 500 таких коробок с "майками Фигу". Цена коробочки кусается: желающим приобрести этот необычный "раритет" предлагается выложить 350 евро.

Аленичев
пугал напрасно

Огромной популярностью у местных журналистов пользовался экс-игрок "Порту" Дмитрий Аленичев. Великолепно разговаривающий на португальском, он грозил репортерам: "Бойтесь российской сборной!" Те в ответ улыбались и соглашались с Дмитрием, дескать, российская команда действительно должна сыграть хорошо. Увы, сам Дмитрий не смог выйти на поле. Помешала травма.

90 минут кошмара

Откровенно говоря, когда Паулета забил нам первый гол, многие мои коллеги в ложе прессы засомневались - насколько верно арбитр из Греции засчитал взятие ворот Малафеева. В момент голевой атаки в явном положении "вне игры" в непосредственной близости от нашего голкипера находился Деку. Но судьи, видимо, посчитали, что офсайд был пассивный...

Несмотря на то, что счет на табло стал 1:0 не в нашу пользу, верилось, что это ненадолго и наши парни обязательно найдут в себе силы выравнять игру. Но не тут-то было. Наши стали допускать ошибки и терять мяч, что называется, на ровном месте. Итогом этой безалаберности стали еще два пропущенных мяча. Сначала Криштиан Роналду с ехидной улыбкой переправил мяч в сетку ворот после углового, затем Деку из-за пределов штрафной подвел итог первых 45 минут - 3:0. И тут появились тревожные предчувствия: что же будет дальше?

Понятно, что речь о том, чтобы отыграться в оставшееся время, скорее всего, уже не шла. Но забить один, а может быть, и два мяча наши, по мнению коллег, могли. "Не волнуйтесь! Ярцев знает нужные слова", - бросил коллега из спортивной газеты и осекся, глядя, как невесело выходили на второй тайм российские футболисты. То, что происходило во второй 45-минутке, трудно было увидеть и в кошмарном сне. Единственным светлым пятном был гол Аршавина, который, отчаявшись найти поддержку у партнеров, сам протащил мяч от центра поля почти до штрафной и дальним ударом послал его в ворота, добавив ложку меда в цистерну дегтя. Но к тому моменту счет был уже 4:0 в пользу хозяев. Дальше - больше. Еще трижды Малафеев доставал мяч из сетки ворот. Итоговый счет - 1:7 - поставил точку в самом крупном поражении нашей команды за всю ее историю. Сгорая от стыда, под хохот трибун наша команда уходила в раздевалку, а мы шли на пресс-конференцию, сопровождаемые ехидными замечаниями зарубежных коллег...